Интервью с директором детского дома г. Миасс. Организация групп семейного типа и работа с детьми с ОВЗ.

Как устроен быт детей в сиротском учреждении? Что такое группы семейного типа? Чем занимаются и увлекаются дети, какие секции и кружки посещают? Какие ограничения по здоровью есть у воспитанников? Что важно понимать если хочешь работать с детьми? Бывает ли что приемные родители возвращают детей обратно?

..и другие вопросы обсудили в новом выпуске интервью координатор организации “Симбиоз Добра” и директор Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей “Алые Паруса” (г. Миасс) — Горяева Елена Викторовна.

Тайм коды для удобства просмотра:

0:45 — О профессиональном пути: как и почему Елена Юрьевна стала директором детского дома

02:30 — Об учреждении, подопечных и особенностях развития детей

09:40 — Как устроен быт детей в учреждении

14:00 — Кружки и секции, чем занимаются дети

18:00 — Об отношениях с выпускниками учреждения

26:55 — Совет молодым специалистам, которые хотят прийти работать с детьми

29:15 — Об отце который смог забрать ребенка после выхода из мест лишения свободы

31:30 — Бывало ли что детей возвращают приемные родители обратно?

34:55 — Какая помощь требуется центру

43:40 — Самый счастливый день на работе

ИНТЕРВЬЮ:

Анастасия Боброва: Сегодня мы общаемся с директором Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей “Алые Паруса” (г.Миасс Челябинской области) — Горяевой Еленой Викторовной.

Елена Викторовна: Рада Вас видеть! И пусть мы недавно с вами, но нам очень нравится эта дружба.

АБ: Предлагаю поближе познакомиться. Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали для себя работу в детском доме, точнее, центре помощи детям?

ЕВ: Да, верно, на сегодняшний день все детские дома называются центрами помощи детям, т.к. мы работаем не только с детьми-сиротами. 

О себе. Не скажу, что я всегда стремилась работать именно в детском доме, руководители обычно приходят из других подразделений. Центр является учреждением социального обслуживания, наше непосредственное руководство — управление социальной защиты населения. Если говорить о начале — я 15 лет отработала в управлении социальной защиты населения, в т.ч. около 4 лет — в органах опеки, после чего была назначена сюда руководителем. Хотя я всегда знала, что буду работать с детьми: у меня педагогическое образование — я закончила Челябинский педагогический университет, затем работала в школе, около 5 лет,  преподавала черчение, рисование, труды (теперь этот предмет называется технология). Получается, я потихоньку шла к нынешней профессии, и в этом учреждении (Центре)  я тружусь уже почти 4 года, поэтому опыт в сфере социальной защиты есть. 

АБ: Расскажите о вашем учреждении, кто ваши подопечные, их возраст.

ЕВ: Учреждение образовано в 1957 году и изначально называлось Коррекционная школа-интернат, т.е сюда помещались дети различного уровня здоровья. Получается, в следующем году мы готовимся отметить крупную дату — 65-летие. По сути, наше учреждение и сейчас остается коррекционным. Таково географическое значение школы: мы очень близко находимся к школе 8 вида, а поскольку детей в Центры помещают в близости к образовательным учреждениями, то в наше учреждение помещаются в основном дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

Если говорить о детях — на сегодняшний день у нас 47 человек, они все являются детьми-сиротами и детьми, оставленными без попечения родителей (т.н. статусные дети), все они посещают образовательные учреждения, в т.ч. коррекционную школу. Из всех детей всего 4 человека — дети с нормальным развитием, остальные имеют ОВЗ, из них 25 имеют инвалидность по психиатрии.

При этом мы участвуем во всех конкурсах, во всех городских соревнованиях, и имеем много побед. В 2020 году было особенно много достижений, мы все сидели дома, очень плотно занимались с детьми. Конечно, самое главное для детей- это образование, надеюсь, они это понимают. Жаль, что иногда, когда они выпускаются, то теряют с нами связь, хотя у нас есть отделение постинтернатного сопровождения, и мы с ними работаем и помогаем им. Но бывает, что называется “У семи нянек дитя без глазу”, потому что когда они становятся самостоятельными, часто ведут себя так, будто вырвались из-под опеки, перестают учиться и т.д. — много проблем возникает, когда они выпускаются из учреждения. Возвращаясь к нашим достижениям — в 2020 году мы заняли 1 место в номинации “Самое большое доброе дело “ — это была общегородская акция добрых дел, посвященная 75-й годовщине победы в ВОВ. 1 место в конкурсе видео стихов областного регоператора и министерства экологии — мы сняли классный ролик. 1 место в номинации “Сфера организации производства”  — там у нас было обучение, совместно с детьми мы писали проект, все мероприятия проходили онлайн. Стали победителями в конкурсе детских рисунков, который проводился по городу Миасс, становились лауреатами премий в различных областных конкурсах. Итоги конкурсов 2021 года еще не все подведены, но у нас тоже есть победы.  

Есть, конечно, огромные. проблемы со здоровьем детей. Бывает, что проблема у  самих педагогов: понять, кто такие дети с ОВЗ. Бывает, что приходит новый специалист и не понимает, что у некоторых детей каждый день обучение начинается с нуля, даже начиная с гигиенических процедур — каждый день нужно объяснять, зачем это нужно. 

АБ: Самое главное, что дети находятся под присмотром и окружены заботой, помощью. 

ЕВ: Да. За это я люблю свою работу. Мы сейчас создали хорошую команду единомышленников, мы вместе, мы дарим детям любовь, опекаем их. И пока дети в нашем учреждении, их никто не обидит, это я могу сказать точно. Все социальные, экономические, юридические вопросы решаются у нас в учреждении, под четким присмотром. Коллектив у нас очень дружный, хоть есть и текучка. И главная проблема, об этом вам скажет любой руководитель, — это специализированные кадры, обученные, со стажем, с опытом работы с такими детьми. Когда приходит человек, первое, что  говорю: “Вы должны понимать, что вы приходите в наш дом, работать для детей. которые живут в этом доме”. Мы-то приходим сюда работать, а дети живут здесь постоянно, круглосуточно, и каждый должен понимать, что, в первую очередь, это дом детей. 

АБ: А какие-то секции, отдельные кружки дети посещают? Может, есть хобби? И в целом интересно, как устроен быт детей в подобных центрах, как проходит их день? 

ЕВ: С последнего времени, а именно — с 2015 года, после выхода постановления правительства о центрах помощи детям установлен и порядок помещения детей в наши учреждения. В нем же определено, что все учреждения должны осуществлять свою деятельность по домашнему типу, т.е. все группы называются семьи, дети в них разновозрастные и разные по здоровью. Конечно, дети, которые приходятся друг другу братьями и сестрами, проживают в одной группе. Получается группа — семья. В каждой группе-семье по 3 круглосуточных воспитателя, их режим работы 24 часа, с 8 утра до 8 утра следующего дня. День начинается с подъема в 7 утра, гигиенические процедуры — все как дома: кто-то хочет почистить зубы, кто-то ленится, кто-то вставать не хочет. В каждой семье проживает максимум 8 человек, больше нельзя. В каждой семье есть санитарная комната, туалет, ванная, спальная комната, кухня, столовая, классы и игровая комната. В отделении реабилитации также имеются определенные комнаты. Все о нашей материально-технической базе  подробно расписано на нашем сайте, там же можно посмотреть и фотографии. После завтрака дети идут в детские сады, школу, колледж. 

Мы принимаем детей с 3 лет, и проживать у нас они могут до 23  лет. В силу наличия  у многих заболеваний иногда мы не понимаем, каким будет их социальный маршрут, жизнеустройство. Очень часто детей впоследствии помещают в психоневрологические интернаты. и все же мы стараемся социализировать наших детей, чтобы они понимали, что такое деньги, как их нужно тратить, как ходить в магазин.

Гордость нашего учреждения — гостевая комната, мы открыли ее в 2019 году. Мы выиграли средства на ее обустройство в грантовом конкурсе, который объявил благотворительный фонд Тимченко. Гостевая комната работает как тренировочная  площадка для наших детей, выпускников, чтобы они почувствовали жизнь без руководства воспитателей, педагогов, разных работающих с ними специалистов — логопедов, дефектологов, психологов.

Другая наша гордость — огромный каток, у нас большой земельный участок площадью 15 гектар, Когда-то его также построил благотворительный фонд, и теперь мы ежегодно поддерживаем его состояние, красим, заливаем. У нас есть своя хоккейная секция “Парус”, хоккейная команда, проводятся различные дружеские матчи. Например, к нам приезжает Росгвардия, полиция, инспектора по делам несовершеннолетних, дети также просто катаются на коньках. Еще у нас есть теннисная секция, шахматный клуб. 

Мы имеем лицензии на педагогическую деятельность — это дополнительное образование детей и взрослых. У нас разработана программа “Творческая Мастерская”, в которой дети обучаются различным видам творчества. У нас есть грамотный специалист дополнительного образования, которая занимает детей интересным делом — из природного материала они делают шкатулки, блокноты из бересты, красивые поделки, которые мы дарим нашим друзьям, украшаем наши комнаты и кабинеты.

АБ: Да, и самое главное  что ребятам не приходится скучать, они всегда заняты, и день проходит быстро, весело и интересно.

ЕВ: Если говорить о быте, то все понимаем, что есть школьные дела, домашние задания, время для самоподготовки, самозанятость — когда дети могут расслабиться, то есть все, как и дома, а также кружки и занятия в нашем  учреждении. 

Еще мы ходим  в баню по выходным — у нас заключен контракт на осуществление банных услуг. Дети с удовольствием ее посещают. 

По субботам у нас генеральные уборки. Конечно, у нас есть обслуживающий персонал, уборщицы, дворники и тд, но мы привлекаем и детей к помощи. Здание у нас огромное, три с лишним тысячи квадратных метров, и земли 15 гектаров. Все большое , объемное, есть, где погулять  и тд. 

АБ: Вы говорили о том, что не так часто видитесь с выпускниками, к сожалению. Существует ли какая-то программа дальнейшего взаимодействия, или, может, ребята просто сами приходят, слова благодарности сказать?

ЕВ: В год в среднем выпускается 5-10 человек. В основном это дети, которые достигли 18-летия, они уходят по своему заявлению, либо отправляются в психоневрологический интернат, в связи с имеющимися заболеваниями. Дети, остающиеся в городе, живут самостоятельной жизнью. Мы с ними заключаем договора о постинтернатном сопровождении, ребята постоянно общаются с социальными педагогами, которые работают в отделении, у нас есть также психолог  и юрист для помощи в решении различных вопросах. 

Интересно, что сначала дети говорят: “Здорово. мы выпустились, мы больше никогда к вам не придем”. А потом проходит месяц-два-три, бывает, сидим с ними уже у меня в кабинете, подолгу беседуем. У всех разные судьбы, но все в итоге нас вспоминают  добром, и все понимают, что мы зла не желаем, любим.   

Самое главное при работе с детьми — это любовь, понимание, забота, порядочность и сопереживание. Без этого невозможна работа в учреждении, дети чувствуют лучше, чем взрослые. Для будущих сотрудников в нашем учреждении установлен испытательный срок — 3 месяца, и мы смотрим, как реагируют на нового человека дети, любят ли они вообще детей — это самое главное. И дети либо принимают сразу, либо не принимают вообще. Случайные люди не остаются надолго, как показывает практика. И я уже наверно заразилась этим чутьем от детей, и уже на собеседовании многое понимаешь о человеке, и время показывает, что мои слова сбывается. Как-то чувствуешь, когда не свое. Наверно, нужно душой чувствовать, в нашем доме по-другому никак.

АБ: Когда подбирается хороший коллектив, то и дети это чувствуют. А есть ли кто-то из тех, кто вот-вот будет выпускаться или уже выпустился, кто тоже решил работать педагогом, работать с детьми, или, может быть, кто-то вернулся помощником? 

ЕВ: У нас, к сожалению, мало детей, кто мог бы пойти работать педагогом. Год назад выпустилась девочка, ее зовут Татьяна, без ОВЗ. Сейчас она обучается в нашем педагогическом колледже. Когда она приходит на наши праздники, то всегда говорит: “Елена Викторовна, оставьте мне в штатном расписании место, я приду к вам работать педагогом-организатором”.

АБ: Просто отлично, когда выросший ребенок возвращается обратно, уже работать. 

ЕВ: 10 октября был день рождения нашего дома, и наша Татьяна вышла на сцену со словами: ”Какие вы все непонятливые, и я тоже такая же была. Мне хотелось свободы, хотелось скорее отсюда уйти. Цените каждый момент, проведенный с этими педагогами, потому что только потом вы поймете, что в жизни все не так гладко и просто.“ И это подтверждают сами дети. 

Наши недавние выпускники 9 классов поступили в колледжи, техникумы. И если раньше дети-инвалиды и дети-сироты имели льготы на поступление, то сейчас всех приравняли, в образовательные учреждения обучающихся принимают по баллам, по результатам ОГЭ. К сожалению, у нас баллы небольшие, но дети поступили по всей области (и Челябинск, и Южноуральск, и Магнитогорск). Так вот, недавно был объявлен локдаун, образовательные учреждения были закрыты на 2 недели, детям пришлось вернуться. Они пробыли вне стен нашего учреждения почти два месяца, пожили немного самостоятельной жизнью, похудели, вернулись отчужденные. будто замороженные, как маленькие волчата. Мы дали им отоспаться, отогреться, как и делаем обычно со всеми нашими студентами. А потом, через недельку они уже гуськом потянулись ко мне, к педагогам, с которыми работали: ”А можно, мы мы останемся, мы не хотим ехать.” С одной стороны, это умиляет. Мы все же стараемся выпустить их в социум уже готовыми взрослыми людьми, но всего не предусмотришь. У нас же гиперопека, дети под пристальным присмотром государства, в учреждении сложилась очень хорошая команда специалистов, мы всю душу отдаем. И директора стараются подобрать людей добрых, ответственных, которым есть что дать нашим детям. А социум-то у нас не весь такой…Это становится открытием для наших выпускников. Конечно, они не оторваны от реальности, и есть общение с другими людьми, они ходят и в школу, и в поликлинику. Но жизнь без нас и самостоятельное решение вопросов — это для них тяжело на первых порах.

АБ: А что можно посоветовать молодежи, которая хочет идти работать в детские дома, центры — что главное в работе, на что стоит обратить внимание?

ЕВ: Качества я уже перечислила. В первую очередь, нужно любить детей. Нужно понимать, что это особое учреждение — детский дом, дети все разные, разного здоровья, психических особенностей, в большинстве своем, это раненые дети — раненые жизнью в семьях. Поскольку забираем мы их в основном от неблагополучия в семье, дети остаются одни и имеют проблемы со здоровьем, их родители страдают алкоголизмом, наркоманией. В наших учреждениях, в основном, категория детей, обиженных жизнью. И молодые специалисты должны понимать, что у наших детей никого, кроме нас, нет. Даже у тех детей, родители которых находятся в местах лишения свободы, и дети понимают, что родители вернутся. В основном это плохая история, очень редкие из таких родителей социализируются. Они приходят в тот же социум, к тем же друзьям, подругам. Вот это тяжело осознавать. 

Хотя есть и хорошая практика. В этом году мы отдали ребенка папе, вернувшемуся из мест лишения свободы, он все время писал ребенку письма и, освободившись, сделал все, чтобы забрать мальчика домой, устроился на работу. Месяца 3 назад мы вернули в эту семью ребенка, на сегодняшний день у них все хорошо. 

Все не опишешь, разные ситуации бывают в жизни. Меня радует то, что детей в наших центрах окружают хорошие люди. Я видела много детских домов, у всех есть попечительские советы, есть добрые люди, которые помогают, фонды, такие как ваш — спасибо что не оставляете нас! 

Детей много, и проблемы есть. Грустно осознавать, что наших детей очень редко берут в приемные семьи — люди, проживающие рядом, не хотят возложить на себя родительские обязанности за таких детей как наши, имея в виду особенности по здоровью. 

АБ: В связи с этим тогда вопрос — а бывает  ли, что дети возвращаются после того, как их уже забрали в семью?

ЕВ: Был такой опыт на моей памяти, пара случаев. Расскажу об одном. Девочка-инвалид, ей на тот момент было 14 лет, уехала в другой город нашей области, ее оформила в приемную семью одинокая женщина. Надо сказать, что, прежде чем отдать ребенка в семью, мы проводим много бесед, рекомендуем потенциальным родителям брать ребенка на гостевой режим для начала, например, на каникулы. Потому что нужно понимать, что только пообщавшись с ребенком, не увидишь многого, что можно заметить при жизни вместе. Женщина была в себе уверена, ей все понравилось, но через год после оформления в приемную семью девочка вернулась обратно. От девочки отказались, со стороны ребенка стало проявляться непослушание, в итоге так и не смогли найти общий язык, не получилось желаемого контакта, любви и даже дружбы не произошло. Все бывает, как и у всех нас в жизни — и замуж выходят, и разводятся, и как поведет себя человек даже завтра — никто не знает, никто не застрахован. После этой ситуации девочка закончила у нас 9 класс и сейчас учится в Челябинске. Никаких проблем с ней мы не испытывали до оформления в приемную семью, ни после ее возвращения. 

АБ: Какая помощь центру нужна? Не обязательно финансовая,  возможно, нужны мастер-классы для детей, помощь в спорте? Есть что-то наболевшее?

ЕВ: Материальную помощь мы не принимаем, поскольку по законодательству, мы являемся казенным учреждением, специального счета у нас нет. Все наши друзья, те, с которыми мы общаемся, дарят нам что-то необходимое, что мы просим. Самое масштабное — нам очень хочется благоустроить нашу большую территорию.

В учреждении все неплохо, на обеспечение я не жалуюсь, нам хватает и на ремонты, и на необходимое. В каждой семье есть посудомоечная, автоматическая стиральная машины, мультиварка, блинница, микроволновые печи, не считая того, что нашими поварами на кухне готовится еда. Но в праздники, выходные дни педагоги с детьми готовят и дома. 

Я прошу всегда то, что может обеспечить досуг детей — в связи с этим хочу сказать вам огромное спасибо за игры, которые вы нам прислали, нам очень понравилось, мы раздали детям по семьям.

Кроме того, у нас дорогостоящая хоккейная форма. И если бы появились спонсоры нашей секции — было бы прекрасно. 

И, как я уже сказала, самое проблемное — это наша огромная территория. Чтобы обеспечить организацию такого пространства, нужно сначала заказать проект, смету, потом пройти госэкспертизу, получить ее положительное заключение на осуществление этого проекта. Не знаю почему, но в нашем городе нет проектных организаций, чтобы взялись за это даже за деньги — то заняты, то не могут. А без этих документов нам не выделят деньги на финансирование наших проектов. Мы уже согласны даже на малые формы, например, заменить сломанные качели и тп. У нас бывает до 50 детей, и одни качели — этого очень мало.

АБ: Могут ли в учреждение приехать волонтеры и на каких условиях?

ЕВ: В начале года вышли новые санитарно-эпидемиологические правила (СанПиНы), которые запрещают доступ в учреждение. Как директор учреждения, считаю, что на сегодняшний день обстановка такова, что, если имеются QR-коды, есть прививки, соблюдаются меры безопасности, масочный режим, то посещения возможны. Также у нас есть санитайзеры и бактерицидные лампы. 

Недавно у нас проводилась благотворительная акция “Нарисуй ангела”, приходили местные волонтеры и благотворительная организация “Логос”, дети были очень довольны. Кроме того, у нас очень большой актовый зал, вместимостью до 120 человек, к нам приходят в том числе попечители. От всего не закроешься. Поэтому я считаю, что особых препятствий для проведения мероприятий нет, нужно встречаться и общаться. Дети наши привиты, они в безопасности. Главное — соблюдать все меры.

АБ: И традиционный вопрос. Какой день вы выделите как самый счастливый в своей работе?

ЕВ: Может, это банально, но самый главный и самый счастливый — день, когда ребенок находит семью. Это такое счастье, вы даже себе  не представляете, от этой мысли просто мурашки по телу. Большего счастья я не знаю для наших детей. Первое и главное, что я желаю каждому ребенку — это семью, в которой его любят. Не всех, а его одного, его индивидуальность. чтобы мама или папа были только его. И пусть у нас с детьми работает сплоченный коллектив энтузиастов, для меня самое главное — чтобы каждый ребенок обрел семью. 

Читайте статью о детском доме г. Миасс на нашем сайте, и узнайте чем можно помочь детям: Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Алые Паруса». г. Миасс, Челябинская область — Симбиоз Добра (simbios-dobra.ru)