Желание создавать что-то новое просыпается в детях уже на третьем году жизни. Дошкольники с удовольствием рисуют, поют, мастерят поделки. Но без одобрения и поощрения взрослых интерес к этим занятиям постепенно гаснет. Развитие детского творчества — задача родителей и педагогов. Это важная часть воспитания, помогающая раскрыть потенциалы ребёнка, сформировать его личность.
Как связаны детское развитие и творчество
Большинство людей рождается с креативными способностями — умением создавать новые, уникальные идеи. Но совершенствование природных талантов на 95 % зависит от среды, в которой воспитывается ребёнок.
Уже в раннем возрасте необходимо выявить творческие интересы малыша и стимулировать их занятиями в кружках и студиях. Суть этой деятельности — не в том, чтобы вырастить профессионального художника или артиста. Творчество даёт массу положительных эффектов для развития личности.
В их числе:
- активизация мышления и речи;
- улучшение внимания, памяти;
- снятие стресса и страхов;
- избавление от агрессии;
- воспитание эстетического вкуса.
Доказано, что дети, имеющие творческие хобби, быстрее усваивают школьную программу. Они отличаются богатым развитием эмоциональной сферы, понимают чувства других людей и умеют сопереживать.
Виды детского творчества
Создание любых оригинальных проектов, будь то рисунок, стихотворение или поделка, считается проявлением креативности. Детскую творческую деятельность принято делить на три вида:
- Художественная. Сюда входят изобразительные искусства (живопись, графика, лепка) и литература.
- Техническая. Это создание моделей машин, приборов, строений.
- Музыкальная. Объединяет вокал, танцы, игру на музыкальных инструментах.
Каждый вид по-своему воздействует на мышление и эмоциональную сферу ребёнка.
Методы развития детского творчества
Основа креативности — воображение, определяющее нашу способность мечтать, придумывать нечто новое. Но воображать можно, лишь опираясь на предыдущий опыт, которого у детей пока мало. Поэтому развитие творческих способностей начинается с накопления опыта — зрительного, слухового, сенсорного.
В этой работе педагоги применяют 3 вида методов:
- Объяснительно-иллюстративные. Детям предлагаются интересные беседы, картинки, видеоролики и презентации.
- Практические. Используется непосредственная деятельность детей — рисование, репетиции, дискуссии, мозговой штурм.
- Игровые. Деловые и ролевые игры активизируют творческий поиск.
Каждый метод опирается на разнообразные приёмы — например, проблемные вопросы, аналогии, преуменьшение или преувеличение. С их помощью дети придумывают фантастических животных, инопланетян, сочиняют сказки и сценки.
Занятия проводятся в групповой или индивидуальной форме. Хорошо стимулируют активность ребят конкурсы, праздники, совместные походы в театры, музеи.
Индивидуальные консультации помогают ребёнку определить тему и сюжет творческого проекта.
Как побуждать ребёнка к творчеству
Традиционно малышам предлагают цветные карандаши, краски, пластилин. Но искусство — не единственная форма креативности. Важно стимулировать то, что по-настоящему интересно ребёнку.
Вот основные способы развития креативности:
- Усиление интереса. Посещение музеев, выставок, мастер-классов даёт вдохновение, вызывает желание создать нечто подобное.
- Поощрение. Работы детей младшего возраста нельзя критиковать — это снижает уверенность в себе. На ошибках ребёнок учится, ищет свой путь в искусстве.
- Организация. Творческие занятия должны проводиться регулярно и длиться от 20 до 60 мин. Отведите для них особое время каждый день.
- Тренировка. Время от времени ребёнку нужно предлагать креативные упражнения, например, придумать сказку, нарисовать фантастическое существо.
- Специальное обучение. Интерес к искусству или технике поддержат занятия в профильной студии, кружке.
Иногда родителям сложно самим определить природные склонности малыша. В таких случаях поможет консультация детского психолога.
Принципы развития детского творчества
Художественно-эстетическое воспитание — непрерывный процесс, который начинается с выбора погремушек и коляски для младенца, и длится всю жизнь. Он включает в себя всё, что составляет духовный мир ребёнка — чтение, мультфильмы, игры.
Чтобы организовать гармоничное детское развитие через творчество, важно соблюдать 7 принципов:
- признавать право ребёнка на выбор;
- развивать мышление, память, воображение;
- исключать перегрузки в занятиях творчеством;
- создавать на занятиях эмоционально-эстетическую атмосферу;
- обеспечивать психологический комфорт;
- избегать сравнений с успехами других детей;
- уважать результаты творческого труда ребёнка.
Следуя этим принципам, можно не только развить природные задатки ребёнка, но и воспитать его гуманной личностью с высоким уровнем культуры.