Традиция помогать сиротам, вдовам и старикам появилась у наших предков ещё в языческие времена. С принятием христианства «благие дела» превратились в духовную обязанность каждого верующего. В Древней Руси ещё не сложилась государственная система социальной помощи. Однако существовало несколько видов благотворительности, в которую вовлекались все члены средневекового общества — от князей до простых крестьян.
Помощь нуждающимся в дохристианскую эпоху
Восточные славяне жили общинами, решая все жизненные проблемы коллективно. Дети, потерявшие родителей, одинокие инвалиды и старики переходили на соседей и дальних родичей. Те заботились о пропитании, одежде и жилье для обездоленных. Общественная благотворительность носила характер взаимовыручки, и не имела под собой духовной основы.
Иноземные путешественники, описывавшие нравы Древней Руси, упоминали характерные для славян сострадательность и человеколюбие. Традиции предписывали принимать горе ближних, как своё собственное, помогать пострадавшим от войн, болезней, пожаров.
Благотворительность после крещения Руси
Система социальной помощи принимает более организованную форму после принятия христианства в 988 году. Православная церковь побеждала верующих совершать акты милосердия ради искупления грехов.
Вид благотворительности, наиболее распространенный в Древней Руси этого периода — организация бесплатного питания для бедняков. Первым эту деятельность начал Владимир Святославич — киевский князь, окрестивший Русь. Он приказал выдавать неимущим еду, питье и деньги из своей казны. Больным, которые не в состоянии были самостоятельно дойти до княжеского двора, привозили продукты домой. Владимир Креститель начал создавать богадельни и больницы для бедных, а также монастыри, при которых имелись благотворительные заведения.
Уже в X-XI веках сформировались основные виды благотворительности:
- княжеская;
- церковно-монастырская;
- приходская;
- милостыня.
Помощь предназначалась нищим, сиротам, вдовам и калекам.
Формы княжеской благотворительности на Руси
Примеру Владимира Святого следовали многие русские князья — Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Глеб и Ростислав, правившие в Тмутаракани. Распространенным явлением стало звать на пиры нищих странников и калек, часто по 20-30 человек, кормить их и одарять щедрой милостыней.
Благими делами прославился Владимир Мономах. Он не скупился на милостыню в виде денег, еды и одежды. В своём знаменитом «Завещании» Мономах писал о необходимости «кормить убогих». Следуя этим заветам, сын Владимира Ростислав пожертвовал бедным всё наследство, полученное от дяди.
Летописи X-XIII веков упоминают следующие виды княжеской благотворительности:
- раздача съестного нищим и больным;
- помощь погорельцам в постройке нового жилья;
- выкуп соотечественников из монголо-татарского плена;
- строительство школ, монастырских больниц и приютов.
Желание угодить Богу, заслужить прощение грехов — вот что чаще всего побуждало древнерусских князей к делам благотворительности. Не стремясь прославиться, они следовали главной идее христианства — любить ближнего превыше себя самого.
Княжеская благотворительность в период XIV-XVI вв.
В расцвете средневековья на Руси формируется основа социальной системы помощи обездоленным. Князья принимают на себя общественные обязанности — организацию погребения погибших во время набегов, постройку жилья для погорельцев. Благотворительность становится не показателем религиозности правителя, а делом государства.
Широкую известность получили гуманитарные акции России XIV века. Князья передают богатые пожертвования христианам Востока в 1371, 1376, 1398 гг. При освящении новых храмов княжеская милостыня раздаётся не только нищим, но и священникам, монахам, сиротам.
В XV-XVI вв. начинается законодательное регулирование благотворительности. Распространённым явлением этого периода было увеличение числа мошенников, выдающих себя за калек и нищих. В «Судебнике» 1550 года указывалось, что церковь должна оказывать благотворительную помощь только больным, старикам, вдовам и сиротам.
Иван Грозный возлагает функции социальной защиты на приказ Большого Дворца, который занимался раздачей милостыни и пополнял монастырские фонды. Полоняничный приказ организовывал выкуп пленных.
Церковная благотворительность в Древней Руси
В 996 году князь Владимир Святославич издал закон, передающий церкви надзор за призрением бедняков. Княжеская казна выделяла для этого особый фонд — десятую часть доходов ежегодно.
Позже православная церковь приняла «Правило о церковных людях» — документ, регламентирующий благотворительную деятельность храмов и монастырей. Она подразделялась на пять видов:
- бесплатное кормление бедняков;
- содержание больниц и богаделен;
- работа приютов для сирот;
- выдача денежных ссуд и пособий бедным прихожанам;
- создание странноприимных дворов для нищих.
Характерный этап благотворительности начался с приходом монголо-татар. Поскольку Золотая Орда не брала дань с храмов и монастырей, у них оставались средства для помощи нуждающимся. В периоды неурожаев монахи выдавали крестьянам зерно для посева, во время эпидемий — лечили больных.
Призрение нищих как вид церковной благотворительности на Руси
При отсутствии развитой системы социальной помощи, единственным спасением для обездоленных были «монастырские кельи». Эти помещения, пристроенные к стенам храмов и монашеских обителей, использовались для кормления и временного проживания нуждающихся. В больших городах в нищенских кельях содержалось до 200 человек.
Существовали группы нищих, которые снабжались от различных церковных учреждений:
- церковные;
- патриаршие;
- соборные;
- монастырские;
- богадельные;
- кладбищенские.
Церковно-монастырская благотворительность в Древней Руси служила примером для мирян. Среди богатых людей распространился обычай посещать в монастырях «сирых и убогих», крестить за свой счёт сирот и детей бедняков. Простые горожане и крестьяне подавали милостыню по пятницам.