Детское продуктивное творчество, его понятие и характеристики

dav

Детское продуктивное развитие посредством творчества

Родители детей и педагоги дошкольных образовательных учреждений сталкиваются с вопросами, касающимися творчества и детской продуктивной деятельности. Что это такое, понятие о ее правильной организации? Методы и способы развития у дошкольников стремления к творчеству, навыков и способностей?

В дошкольном возрасте творчество – это деятельность ребенка, ориентированная на его развития, обеспечивающая реализацию потребностей и стремления познать мир вокруг во всех аспектах, а также в самовыражении. Можно развивать творческие способности дома, в рамках детских садов, кружков. Основная цель организации творчества в детском возрасте состоит в формировании творческого подхода к решению задач, стоящих перед ним.

В ДОУ развитие стремлений к творчеству у детей реализовано посредством организации выставок поделок и рисунков, спектаклей и мероприятий тематического характера, в которых участвуют дети.

Постоянно выпускаются парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности с учетом возрастных факторов.

Виды деятельности

Дошкольники любознательные, обладают нестандартным мышлением, что они активно проявляют в творчестве. Задача родителей и педагогов состоит в содействии процессу. Ребенок воспринимает художественные и поэтические образы благодаря регулярному контактами с произведениями устного народного творчества, литературного жанра, познанию музыки и живописи.

Для дошкольников выделяется несколько существенных типов деятельности творческого характера:

  • Игровая;
  • Музыкальная;
  • Продуктивная;
  • Театральная;
  • Художественно-речевая.

В ДОУ активно используются детские игры, ориентированные на развитие правого полушария мозга, которое несет ответственность за творчество. Например, изучение каких-то нестандартных техник рисования, лепка, сочинение сказок или стихотворений, выражение эмоций без использования привычных слов и прочие. Игровой процесс помогает формировать представление о реальности, в которой они живут, переживать первый опыт преодоления каких-то жизненных ситуаций, решать задачи без привлечения взрослого — родителя или воспитателя. Разнообразные игры обеспечивают развитие детей всесторонне.

Продуктивная деятельность

Продуктивное детское творчество в раннем возрасте ориентировано на развитие навыков создания рисунков и конструирования. Цель такой деятельности состоит в получении конечного продукта: поделки, рисунка, готового изделия из конструктора. Дошкольникам важна продуктивная деятельность, так как она способствует развитию процессов познания, умений, навыков, которые требуются для получения определенного продукта, формирует стремление достичь конкретного результата.

При развитии у ребенка зрительно-пространственной координации, моторики и музыкального слуха важно привлекать такие занятия, как музыкальная деятельность. Дошкольник гармонично развивается благодаря игре на всевозможных инструментах, пению и ритмике, учится адаптироваться к любым ситуациям.

Особую ценность обрела театрализованная детская деятельность в дошкольном возрасте, ведь ребенок примеряет на себя всякие роли, что обеспечивает для него возможности для проявления способностей в предлагаемых обстоятельствах.

Художественно-речевая деятельность подразумевает прослушивание различных произведений, знакомство с литературными терминами, чтение стихотворений, пересказывание сказок, освоение выразительной и образной речи, формирование навыков рифмовки слов.

В зависимости от детских интересов и настроения можно менять вид деятельности.

Продуктивное творчество детей

Есть несколько методов развития детского воображения, творчества и образного мышления у дошкольников, которые можно применять не только в ДОУ педагогами, но и родителями во время занятий дома.

  1. Наблюдение за миром вокруг. Отличие данного метода заключается в познании и анализе предметов и явлений, окружающих ребенка. Например, изучение животных и растений, природных явлений и прочего.
  2. Развивающие детские игры. Характеристика таких занятий может быть любой. Подходит мозаика, пазлы, конструкторы, игры с карточками и игровым полем, которые требуют усидчивости и концентрации внимания. При определении сложности игр упор берется на соответствие возрасту и степени развития. В любом месте и в любое время можно играть в съедобное/несъедобное, города, слова и прочие.
  3. Художественное детское творчество. В структуре занятий должны быть такие компоненты, которые помогают развивать творческие способности. Обычно это изобразительное искусство. Можно пользоваться классическими способами рисования карандашами и красками, а также проявлять фантазию, пользуясь для создания рисунка поверхностями и материалами разных видов. Лепка способствует развитию мелкой моторики, а ребенок активнее осваивает простые геометрические фигуры, развивает фантазию. Работа над аппликацией тоже способствует развитию творчества.
  4. Чтение. При прослушивании детских сказок, рассказов и стихов у дошкольников формируется активный словарный запас, а также развивается фантазия.
  5. Музыка обеспечивает выработку у ребенка эстетического восприятия мира вокруг, помогает чувствовать себя целостно и гармонично. При использовании классической музыки в качестве фонового сопровождения деятельности детей благотворно сказывается на их эмоциональном состоянии и психическом здоровье, развивает правильный вкус к музыкальным произведениям. При занятиях музыкой ребенок овладевает музыкальным слухом и чувством такта, развивает вокальные данные.

Развитие у детей способностей к продуктивному творчеству – это динамический процесс, который должен состоять из различных занятий. Все занятия должны происходить в непринужденной игровой форме, чтобы ребенок был заинтересован в этом. Горизонтальный вектор предполагает особую схему, при которой можно добиться плодотворной успешной деятельности, способной принести плоды в будущем.