Как живут и чем увлекаются воспитанники отдаленного детского дома? Как складывается самостоятельная жизнь выпускников? Какие есть потребности в творческом развитии детей? Почему приветствуются дистанционные мастер-классы с детьми?
…эти и другие вопросы обсудили в новом выпуске интервью координатор благотворительного фонда «Симбиоз Добра» Анастасия Боброва и директор Колосовского детского дома Комсюкова Олеся Геннадьевна
Тайм-коды для удобства просмотра:
0:00 — Приветствие, вступление
0:22 – Учреждение и его воспитанники
1:23 – Внешкольные интересы, достижения воспитанников дома
03:38 – Отношения с выпускниками
05:34 – Жизнь после детского дома
06:54 – Самое главное в работе с детьми, мотивация
08:05 — Сложности в работе детского дома
08:50 – Обращение к зрителям, волонтерам
09:24 – Мечты, которые хотелось бы осуществить
10:26 — О счастье в работе
ИНТЕРВЬЮ
Анастасия Боброва: Сегодня в гостях у благотворительного фонда «Симбиоз Добра» директор Колосовского детского дома (Омская область) — Комсюкова Олеся Геннадьевна. Расскажите о своем учреждении, о воспитанниках.
Олеся Геннадьевна: Наш детский дом существует с 1990 года, организован он по семейному типу (как чаще выражаются — «по квартирному», но мы это слово не очень любим) и рассчитан на 40 детей. Все дети проживают в семейных группах, которые рассчитаны на 8 человек. Наши воспитанники разновозрастные, категории — от 3 до 18 лет. Предпочтительное проживание в семейных группах детей кровного родства, то есть братья и сестры у нас проживают всегда вместе, в одной семейной группе.
Воспитанники нашего учреждения — это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
АБ: Поскольку наш фонд про творчество, про развитие, про спорт, про потенциал, расскажите подробнее, чем дети любят заниматься, какие есть хобби. Дети в вашем учреждении разных возрастов, значит, есть разные занятия, и, может, есть интересы, которые их объединяют?
ОГ: Да, ребята у нас очень разносторонние, занимаются как творчеством, так и спортом. В учреждении есть такие кружки, как бумагопластика, лепка, дети занимаются бисероплетением, вязанием. Девочки увлекаются хореографией, есть вокальные группы, есть музыкальный руководитель. Мальчики в основном спортсмены — занимаются футболом, греко-римской борьбой, выезжают на различные соревнования и являются их победителями и призерами.
Кроме того, сейчас мы развиваем направление робототехники, на базе учреждения создан кружок, есть замечательный педагог, который занимается как с самыми маленькими, трехлетками, так и со взрослыми детьми. Ребята с огромным удовольствием посещают этот кружок.
Еще одна наша гордость – ансамбль народных инструментов «Зоренька», там мальчики играют на ложках, балалайках, трещотках. Ансамбль участвовал в областном конкурсе «Созвездие Прииртышья», ребята стали победителями и даже ездили со своими номерами на выступление в Москву.
АБ: Получается, в ансамбле только мальчишки?
ОГ: Сейчас мы и девочек туда привлекаем, для игры на колокольчиках, трещотках.
АБ: Насколько часто выпускники поддерживают отношения с детским домом, с педагогами, лично с Вами? Может, приходят в гости, делятся своими планами?
ОГ: С выпускниками мы поддерживаем тесные тесные отношения, особенно в первые годы выпуска (год-два-три) очень тесно: созваниваемся, интересуемся их жизнью, общаемся через соцсети — ребята добавляют нас в друзья, обмениваемся фотографиями. Они знают, что всегда могут приехать к нам в гости и остаться, так, например, ребята приезжают к нам на каникулы, выходные дни. Наши двери открыты для них всегда, мы в любое время доброжелательно их встретим, они знают — что едут домой, это их дом.
АБ: Есть ли ребята, которые также решили связать свою жизнь с работой с детьми?
ОГ: У нас таких мало, но они есть. Есть те, кто стали педиатрами, это тоже работа с детьми. Также в нашем учреждении работает педагогом наша выпускница, она уже передает свой накопленный опыт другим ребятам, зная наши правила, жизнь здесь изнутри.
АБ: Как складывается в целом судьба выпускников после детского дома? Есть ли какая-то общая черта?
ОГ: У всех по-разному, есть и негативный опыт, не будем скрывать, но, к счастью, с нашими выпускниками это редкость. В основном ребята получают образование, заканчивают и высшие учебные заведения, и средне-специальные, создают семьи.
У нас есть традиция ежегодно праздновать день рождения детского дома, выпускники приезжают к нам со своими семьями, мы видим их жен, мужей, детей. То есть, у многих складывается жизнь благополучно.
Мы стараемся поддерживать ребят в дальнейшей жизни, они могут обращаться к нам с любыми проблемами, даже, например, помочь заполнить какие-то документы.
Да и в целом встреча с воспитателями, которые им маму-папу заменили — дорогого стоит.
АБ: Что самое главное в работе с детьми в детском доме? Ведь воспитатели сутками находятся с детьми, заменяют детям родителей.
ОГ: На мой взгляд, важно найти доверительный контакт с детьми, стать им не мамой и папой, а другом, которому можно доверить свои тайны, переживания. Это первое, что должен сделать воспитатель. Ну и помощь, взаимовыручка — и дети должны помочь воспитателю, и наоборот.
АБ: А что Вас лично мотивирует на работу?
ОГ: Главный мотиватор – это сами дети, когда приходишь на работу и видишь их довольные глаза и счастливые лица, когда они бегут и говорят: «Здравствуйте, Олеся Геннадьевна!» и начинают обнимать — это самое приятное в работе.
АБ: С какими сложностями Вы сталкиваетесь в работе?
ОГ: Я бы не хотела говорить о материальных сложностях, они есть у всех. Главная сложность – мы живем очень далеко от областного центра (примечание — Омск), 300 км, поэтому наши дети очень редко бывают детей в музеях, кино, театрах, а нам хотелось бы почаще вывозить ребят. Мы, конечно, стараемся, как можем — дети бывали в аквапарке, театре.
АБ: Обращаемся к волонтерам, жителям Омска, желающим помочь Колосовскому детскому дому, свозить ребят куда-то – вашему участию будут очень рады. (Ссылка на контакты детского дома)
АБ: Если говорить о другой помощи, что бы хотелось осуществить? Есть ли какая-то мечта?
ОГ: Как я уже говорила, нам редко удается вывозить куда-то детей. Хотелось бы, чтобы дети все равно что-то увидели, даже онлайн, например, поучаствовали в каких-то обучающих мастер-классах. Многие хотят научиться играть на гитаре, и мы были бы очень рады, если бы кто-то нам помог даже онлайн, обучил детей освоить хотя бы азы игры. Ребята занимаются и хореографией, и вокалом, и мы будем рады получить и такие мастер-классы от профессионалов. Возможность проведения занятий онлайн, дистанционно у нас есть.
АБ: Расскажите о самом счастливом дне в вашей работе.
ОГ: Не могу сказать, что есть один счастливый день. Надо просто любить свою работу, и тогда работа будет приносить удовольствие. Возможно, эта работа с детьми — она и есть само счастье.
Статья об этом детском доме на нашем сайте – Узнайте, чем можно помочь детям: Колосовский детский дом, с. Колосовка, Омская область – Симбиоз Добра (simbios-dobra.ru)