Взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности

Рисование, лепка, создание поделок — занятия, без которых невозможно гармоничное развитие дошкольника. Приобщение к искусству раскрывает внутренние потенциалы ребёнка, формирует его художественный вкус. Существует тесная взаимосвязь детского изобразительного творчества с различными видами деятельности — от игровой до познавательно-исследовательской. Объединение ИЗО с другими сферами воспитания стимулирует мышление, прививает трудовые навыки, ускоряет социализацию ребёнка.

Основные виды деятельности дошкольников

Взаимодействие с внешним миром — фундамент, на котором строится развитие малыша. Чем больше разнообразных различных действий он совершает, тем активнее развивается мозг и речь.

Детская психология выделяет восемь видов деятельности дошкольников:

  • двигательная;
  • коммуникативная;
  • познавательно-исследовательская;
  • игровая;
  • восприятие художественной литературы;
  • трудовая;
  • музыкально-художественная;
  • продуктивная.

Для гармоничного развития важно, чтобы разные сферы активности детей были в постоянной взаимосвязи. Объединяющим фактором часто выступает искусство — рисование, лепка, конструирование.

Способы взаимодействия детского изобразительного творчества с игровой деятельностью

Основной вид активности ребёнка, начиная с двух лет жизни — игра. Она помогает осознавать особенности окружающей действительности, отношения между людьми. Взаимосвязь ИЗО с сюжетно-ролевыми играми проводится через тематические рисунки. Изображая, как они играли в «магазин», «больницу», «дочки-матери», дошкольники часто добавляют придуманных персонажей и необычные эпизоды.

Ещё больше условий для развития фантазии создаёт игра-драматизация. В ней дети инсценируют сюжет сказки или рассказа. Взаимосвязь с изобразительным творчеством происходит за счёт изготовления реквизита — масок, деталей костюмов, декораций. Совместная подготовка создаёт атмосферу единства, воспитывает в детях чувство гордости за коллектив.

Взаимосвязь искусства с познавательно-исследовательской деятельностью дошкольников

Занятия по изобразительному искусству вносят в кругозор ребёнка новые понятия — цвет, форма, перспектива, линия, штрих, композиция. Изображая животных и растения, дети получают различные сведения о природе. Сюжетные рисунки по теме «Семья», «Праздники», «Профессии» учат разбираться в человеческих взаимоотношениях.

Наиболее богатый материал для познания даёт выполнение иллюстраций к сказкам и рассказам, включая:

  • обложка любимой книги;
  • книжка-малышка;
  • изображение любимого героя;
  • аппликации и поделки по мотивам литературных произведений.

 Рассказ о своей творческой работе и обсуждение произведений товарищей учит ребёнка строить развёрнутые высказывания, развивает логическое и образное мышление.

Использование детского изобразительного творчества в трудовом воспитании

В возрасте 2-7 лет дошкольникам прививаются навыки самообслуживания, хозяйственного и ручного труда. Взаимосвязь с ИЗО наиболее ярко проявляется в ходе развивающих занятий. Детей учат различным трудовым операциям, необходимым для творческого процесса — менять воду в стаканчиках, мыть кисточки, убирать обрезки бумаги.

Искусство служит для создания позитивного образа труда в сознании ребёнка. С этой целью используются следующие формы работы:

  • рисование на тему: «Работа в саду», «Мя семья за работой», «Профессии»;
  • иллюстрации к сказкам о трудолюбивых и ленивых персонажах;
  • изготовление декоративных поделок в качестве праздничных подарков.

 Художественное творчество воспитывает уважение к труду, учит ответственности и самостоятельности.

Взаимосвязь детского изобразительного творчества с коммуникативной деятельностью

Важнейший навык, которым должен овладеть ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет — умение общаться со сверстниками и взрослыми.  Занятия искусством ускоряют процесс социализации. В процессе рисования, лепки, конструирования дети непроизвольно вступают в контакт с воспитателем и товарищами по группе. Наиболее активная связь возникает в следующих формах работы:

  • создание поделок в мини-группах;
  • подготовка реквизита к инсценировке;
  • коллективный проект;
  • групповое обсуждение творческих работ;
  • мастер-классы.

Взаимосвязь изобразительного искусства с разными видами деятельности обогащает социальный опыт дошкольников, расширяет кругозор, создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.