Випассана: как найти спокойствие и свои внутренние опоры, когда внешние рухнули.

Помню свою внутреннее состояние перед ретритом (7 дневной практикой молчания в «Темноте») было настолько тревожно внутри от сотни маленьких дерганий от жизни, что помню даже решил пропить таблетки валерьянки, что бы хоть как то успокоиться и все равно это как то не особо помогало.

Директор уже несколько раз звал поехать на ретрит, но — то время жалко, то денег, то казалось мне нужно решать проблемы которые вот сейчас возникли, а тут ехать куда-то и еще с закрытыми глазами  7 — дней, тоже как-то страшновато, мало ли буду потом бегать по поселку круглый год в одних трусишках и что-нибудь кричать  )))

Но решился.

Позвонил Роману, кто проводит ретрит, поговорил, понял, что большой опыт и все под контролем.

Конечно помогло, что я там был не один и были знакомые лица ))), но в первый же вечер нам завязали глаза и  мы дали обед молчания.

Это оказалось самым лучшим моим вложением.

Випассана по Гоенке — что же это такое?

Випассана — это техника медитации, зародилась в Индии 2500 лет назад как «универсальное средство от всех печалей». Гоенка — наставник, который нашел в Бирме утерянную технику (а создал ее Будда), и заново открыл ее для мира.

Техника на курсе кардинально отличается от того, как я раньше медитировал. В переводе с языка пали «випассана» означает «видеть реальность такой, какая она есть». Медитатор не концентрируется на словах, мантрах или образах, не пытается специально что-то расслабить. Он наблюдает ощущения в теле такими, какие они есть в данный момент.

Ключевые идеи випассаны по Гоенке:

1. Жизнь — страдания.

Мы страдаем, потому что порождаем санкары. То есть наш ум все время:

— хочет то, чего нет — испытывает влечение;

— пытается избежать того неприятного, что есть — испытывает отвращение.

2. Как мы страдаем от санкар отвращения.

Как только младенец впервые дал оценку: «мокрые пеленки — плохо, надо кричать», цепочка к страданиям запущена. Освободиться можно, если развить внутреннего наблюдателя, который воспринимает информацию, но не оценивает и не реагирует.

Как это не реагирует, скажите вы? Если пеленка мокрая, ее надо сменить, если рука задела раскаленную сковородку, ее надо отдернуть. Всё так, и философия не отрицает необходимости действовать, а иногда ситуация требует решительных действий.

Проблема в том, что если вы реагируете бессознательно, то:

— в аффекте можете натворить зло, в котором не было необходимости,

— автоматически и фоново страдаете от запаха соседа, неудобных штанов, необходимости рано вставать. А можно было просто принимать эти ощущения, не запуская оценочного и реагирующего механизма.

3. Как мы страдаем от санкар влечения.

Ребенок первый раз попробовал мороженое, рецепторы послали в мозг приятное ощущение, и он оценил: «Восхитительно, хочу ещё!» И мы получаем трехлетку на полу в магазине, который визжит: «Куупиии морозееноееее!!!» Или 30-летнюю мужчину, который не может избавиться от привязанности к алкоголю или табаку.

Санкары влечения порождают новые санкары, поэтому мы никак не можем получить удовлетворение от того, что имеем. Нам все время нужно машину покруче, яхту побольше.

4. Освободиться от страданий можно, натренировав ум.

Чтобы избавиться от санкар увлечения, мы тренируем мозг наблюдать за приятными ощущениями, но не привязываться к ним: «Да, сейчас хорошо, но это — пройдет, и у меня не будет ожиданий, что ощущение вернется».

Как не порождать санкар отвращения, то есть принимать без страданий то, через что реальность заставляет пройти? Тренируем мозг не оценивать и не реагировать на автомате при столкновении с болью, дискомфортом, нежелательным развитием событий: «Новое ощущение, понаблюдаю, сколько оно продлится».

Любые ощущения проходят: приятные и неприятные.

5. Когда мы не порождаем новые санкары, старые выходят на поверхность, ослабевают и исчезают.

За годы жизни (а если вы верите в буддизм, то и за прошлые жизни) мы накопили массу санкар. Представляете, сколько раз мы испытывали страдания, что у нас чего-то нет или не устраивает то, что есть? Каждое это страдание породило след — санкару. Когда мы медитируем, то испытываем ощущение, но не реагируем, то есть не порождаем новых санкар. В этот момент старые санкары выходят на поверхность. Это как старая рана, вытесненная детская травма, которая достигла поверхности сознания.

Что я ощутил

Первый день тишины я заметил две вещи:

  • как перевозбужден мозг. Мы всё время потребляем информацию, реагируем и принимаем решения. А тут за тебя решено всё: что ешь на обед, чем и во сколько занимаешься.
  • мозг как бешеная обезьяна скачет с ветки на ветку. Я и раньше когда медитировал, замечал это. Но когда ты пятый час пытаешься следить за дыханием, а ум мусолит прошлое, прогнозирует будущее, напевает бамболэйййоо. Но никогда не присутствует здесь и сейчас. Ум — дикий зверь, мощный и безудержный, его нужно приучать концентрироваться.

Хотите проверить, насколько перевозбужден ваш ум? Простой тест: посмотрите, сколько длится ваша минута. Засеките время, но без звукового сигнала. Не считайте в уме, а представьте, когда минута закончилась. Прошло меньше минуты? Чем меньше, тем сильнее перевозбужден ваш мозг

Зачем это всё?

Если коротко, вы становитесь спокойнее, счастливее, добрее. Я в моменте медитации и по жизни: мозг обучился, что всё проходит, и приятные и неприятные ощущения. Да, случилась жопа, но давай не будем включать панику, а понаблюдаем, что происходит. И если будем действовать, то спокойно, эффективно и без агрессии.

На интеллектуальном уровне мы все всё понимаем. Психолог объяснил вам, как вы наступаете на грабли, вы прочитали десяток книг. Но мы реагируем автоматически и ходим по замкнутому кругу. Только изменив автоматическую реакцию, мы можем изменить себя.

Судя по моему опыту, эта практика меняет тебя, как не может психотерапия. Читать и слушать лекции о просветлении и медитировать, это примерно как читать книги о детях и иметь их. Вроде на уровне слов всё понятно, но проживание этого опыта меняет тебя изнутри.

Всем советую, Всем добра!