Процесс обучения неразрывно связан с преодолением трудностей. Если ученик справляется с ними, учебная деятельность вызывает у него интерес. Но иногда самостоятельное освоение программы невозможно из-за особенностей развития ребёнка. В таких случаях необходима педагогическая поддержка. Различные виды помощи детям стимулируют умственную деятельность, развивают самостоятельность, создают мотивацию к учёбе.
Причины затруднений в учебной деятельности
Существует два вида факторов, порождающих трудности обучения — внешние и внутренние. Последние связаны с особенностями личности обучающегося, включая:
- врождённые заболевания;
- психологические отклонения;
- слабое развитие эмоционально-волевой сферы;
- недостатки воспитания;
- отсутствие мотивации к учёбе;
- проблемы с социализацией.
Внешние причины не зависят от здоровья и поведения ребёнка. К ним относятся:
- негативное влияние семьи, социального окружения;
- пробелы в знаниях;
- отсутствие учебных навыков;
- недостатки учебного и воспитательного процесса.
Один или несколько факторов создают трудности в решении учебных задач, отставание от программы, а впоследствии — хроническую неуспеваемость.
Виды помощи при обучении детей
Чтобы оказать ученику необходимую поддержку, педагогу необходимо выявить, какими причинами вызваны трудности. Соответственно подбирается комплекс методов, направленных на устранение затруднений.
В психолого-педагогической литературе выделяют 5 видов помощи детям при обучении:
- стимулирующая;
- эмоционально-регулирующая;
- направляющая;
- организующая;
- обучающая.
Выбор конкретного вида помощи зависит от уровня психического развития ребёнка, качества мыслительной деятельности, отношения к учёбе. Рассмотрим каждый вид поддержки детально.
Стимулирующая помощь
Она предусматривает активизацию собственных возможностей ученика. Применяется, если ребёнок не начинает самостоятельную работу над заданием или выполняет их неправильно. Задача педагога в такой ситуации — создать позитивный эмоциональный настрой с помощью ряда приёмов:
- ободрение;
- успокаивание;
- внушение уверенности в положительном результате;
- разъяснение задания.
В случае, когда ребёнок пробует сделать задание, но не справляется, педагог показывает ошибку, предлагает проверить решение. В зависимости от характера ученика, говорится о наличии ошибок, их количестве, способах проверки. Можно использовать побуждающие фразы: «Посмотри внимательно! Сосредоточься! Подумай ещё!».
Эмоционально-регулирующая помощь
В её основе лежит оценка детской работы в ходе обучения. Педагог выражает своё отношение к деятельности учащихся путём положительной или отрицательной оценки. Используется обращение к эмоциям и жизненному опыту, вовлекающему детей в решение учебных задач.
Педагог применяет следующие приёмы:
- Выражение убеждённости в будущем успехе. «Я уверена, ты справишься!», «У нас с тобой всё получится!».
- Пожелание. «Давай начнём вот с этого…».
- Преодоление страхов. Ободряющие высказывания, устраняющие сомнения и неуверенность в себе. « Как хорошо ты с этим справился!».
- Мотивация действий. Педагог разъясняет, для кого или чего выполняется деятельность. Например: «Мы покажем этот рисунок твоей маме, и она обрадуется».
- Подчёркивание личной исключительности. Показывает значимость способностей ученика. «Это я могу поручить только тебе».
Одобрение педагога особенно важно для ребят, в поведении которых преобладает тревожность, робость или агрессивность.
Направляющая помощь детям
Она необходима, если ребёнок не может самостоятельно планировать учебную деятельность, выбирать способы и порядок выполнения заданий. Проблемы возникают прямо в ходе работы. Ученик сигнализирует о затруднениях фразами: «Как надо начинать?», «А что дальше делать?». Иногда сложности обнаруживаются, как результат — работа выполнена неправильно.
Педагог оказывает поддержку, объясняя порядок действий. Хорошим подспорьем служит наглядность — схемы, планы, опоры. Важно научить ребёнка ставить цель: «Давай вспомним, что нужно сделать». Инструкции и планы следует повторять несколько раз.
Организующая помощь
Этот вид поддержки необходим детям, испытывающим затруднения в мыслительной деятельности. Педагог помогает планировать действия и контролирует их выполнение. Используются фразы, программирующие порядок работы: «Что делаем сначала? Как это называется?».
Важное условие организующей поддержки — пошаговое объяснение инструкций и алгоритмов действий ученика.
Обучающая помощь
Она применяется в ситуациях, когда не срабатывают стимулирующие, направляющие и эмоционально-регулирующие методы. Педагог показывает, как выполняется конкретный тип задания, даёт образцы работы и детальные планы действий.
Обучающая помощь должна быть чётко дозированной. Он включает в себя задачи, направленные на зону ближайшего развития — ступень, которой ребёнок достигает в ходе взаимодействия со взрослым.
Эффективность обучающей помощи повышается при создании ряда условий. В их числе:
- многократное повторение;
- активное использование наглядности (схемы, карточки, иллюстрации);
- индивидуальная помощь при возникновении затруднений.
Разработано множество вариативных приёмов для преодоления трудностей в обучении. В зависимости от уровня развития ребёнка, педагог может использовать планы, речевые образцы, рифмовки, проблемные ситуации.
Правильно подобранный вид помощи даёт положительные результаты обучения при поведенческих проблемах, СДВГ, ЗПР различного происхождения и лёгкой умственной отсталости.