Процесс обучения неразрывно связан с преодолением трудностей. Если ученик справляется с ними, учебная деятельность вызывает у него интерес. Но иногда самостоятельное освоение программы невозможно из-за особенностей развития ребёнка. В таких случаях необходима педагогическая поддержка. Различные виды помощи детям стимулируют умственную деятельность, развивают самостоятельность, создают мотивацию к учёбе.

Причины затруднений в учебной деятельности

Существует два вида факторов, порождающих трудности обучения — внешние и внутренние. Последние связаны с особенностями личности обучающегося, включая:

  • врождённые заболевания;
  • психологические отклонения;
  • слабое развитие эмоционально-волевой сферы;
  • недостатки воспитания;
  • отсутствие мотивации к учёбе;
  • проблемы с социализацией.

Внешние причины не зависят от здоровья и поведения ребёнка. К ним относятся:

  • негативное влияние семьи, социального окружения;
  • пробелы в знаниях;
  • отсутствие учебных навыков;
  • недостатки учебного и воспитательного процесса.

Один или несколько факторов создают трудности в решении учебных задач, отставание от программы,  а впоследствии — хроническую неуспеваемость.

Виды помощи при обучении детей

Чтобы оказать ученику необходимую поддержку, педагогу необходимо выявить, какими причинами вызваны трудности. Соответственно подбирается комплекс методов, направленных на устранение затруднений.

В психолого-педагогической литературе выделяют 5 видов помощи детям при  обучении:

  • стимулирующая;
  • эмоционально-регулирующая;
  • направляющая;
  • организующая;
  • обучающая.

Выбор конкретного вида помощи зависит от уровня психического развития ребёнка, качества мыслительной деятельности, отношения к учёбе. Рассмотрим каждый вид поддержки детально.

Стимулирующая помощь

Стимулирующая помощь

Она предусматривает активизацию собственных возможностей ученика. Применяется, если ребёнок не начинает самостоятельную работу над заданием или выполняет их неправильно. Задача педагога в такой ситуации — создать позитивный эмоциональный настрой с помощью ряда приёмов:

  • ободрение;
  • успокаивание;
  • внушение уверенности в положительном результате;
  • разъяснение задания.

В случае, когда ребёнок пробует сделать задание, но не справляется, педагог показывает ошибку, предлагает проверить решение. В зависимости от характера ученика, говорится о наличии ошибок, их количестве, способах проверки. Можно использовать побуждающие фразы: «Посмотри внимательно! Сосредоточься! Подумай ещё!».

Эмоционально-регулирующая помощь

В её основе лежит оценка детской работы в ходе обучения. Педагог выражает своё отношение к деятельности учащихся путём положительной или отрицательной оценки.  Используется обращение к эмоциям и жизненному опыту, вовлекающему детей в решение учебных задач.

Педагог применяет следующие приёмы:

  • Выражение убеждённости в будущем успехе. «Я уверена, ты справишься!», «У нас с тобой всё получится!».
  • Пожелание. «Давай начнём вот с этого…».
  • Преодоление страхов. Ободряющие высказывания, устраняющие сомнения и неуверенность в себе. « Как хорошо ты с этим справился!».
  • Мотивация действий. Педагог разъясняет, для кого или чего выполняется деятельность. Например: «Мы покажем этот рисунок твоей маме, и она обрадуется».
  • Подчёркивание личной исключительности. Показывает значимость способностей ученика. «Это я могу поручить только тебе».

 Одобрение педагога особенно важно для ребят, в поведении которых преобладает тревожность, робость или агрессивность.

 Направляющая помощь детям

Она необходима, если ребёнок не может самостоятельно планировать учебную деятельность, выбирать способы и порядок выполнения заданий. Проблемы возникают прямо в ходе работы. Ученик сигнализирует о затруднениях фразами: «Как надо начинать?», «А что дальше делать?». Иногда сложности обнаруживаются, как результат — работа выполнена неправильно.

Педагог оказывает поддержку, объясняя порядок действий. Хорошим подспорьем служит наглядность — схемы, планы, опоры. Важно научить ребёнка ставить цель: «Давай вспомним, что нужно сделать». Инструкции и планы следует повторять несколько раз.

Организующая помощь

Этот вид поддержки необходим детям, испытывающим затруднения в мыслительной деятельности. Педагог помогает планировать действия и контролирует их выполнение. Используются фразы, программирующие порядок работы: «Что делаем сначала? Как это называется?».

Важное условие организующей поддержки — пошаговое объяснение инструкций и алгоритмов действий ученика.

Обучающая помощь

Она применяется в ситуациях, когда не срабатывают стимулирующие, направляющие и эмоционально-регулирующие методы. Педагог показывает, как выполняется конкретный тип задания, даёт образцы работы и детальные планы действий.

Обучающая помощь должна быть чётко дозированной. Он включает в себя задачи, направленные на зону ближайшего развития — ступень, которой ребёнок достигает в ходе взаимодействия со взрослым.

Эффективность обучающей помощи повышается при создании ряда условий. В их числе:

  • многократное повторение;
  • активное использование наглядности (схемы, карточки, иллюстрации);
  • индивидуальная помощь при возникновении затруднений.

Разработано множество вариативных приёмов для преодоления трудностей в обучении. В зависимости от уровня развития ребёнка, педагог может использовать планы, речевые образцы, рифмовки, проблемные ситуации.

Правильно подобранный вид помощи даёт положительные результаты обучения при поведенческих проблемах, СДВГ, ЗПР различного происхождения и лёгкой умственной отсталости.