Виды музыкального детского творчества, какие этапы проходит ребенок при этом?

Творчество – неотъемлемый элемент  в жизни ребенка. С другой стороны, это своего рода показатель его развития. Оно может иметь множество вариантов проявления и одно их них – это музыкальное творчество. Это разновидность деятельности, позволяющий максимально полно раскрыть потенциал ребенка, ведь одна из основных его характеристик – возможность самовыражения.

И пусть далеко не каждый ребенок может себя проявить в данной сфере (необходимы как минимум музыкальные способности, подкрепляемые в дальнейшем знаниями и умениями), но если у ребенка появился интерес к музыкальному творчеству, ему необходимо дать шанс себя попробовать. Ведь талант и способности могут раскрыться в самых неожиданных для нас областях, а ребенок получит для себя бесценный опыт и знания. Он научится управлять своими чувствами, не стесняясь самовыражения.

Принято выделять следующие виды детского музыкального творчества:

  • песенное;
  • танцевальное;
  • игра на инструментах.

Каждый из видов имеет свои особенности и специфику, но есть и моменты, характерные для музыкального творчества в целом. Рассмотрим детальнее эти моменты.

Общая характеристика детского музыкального творчества

Зачастую творчество намного более важно для самого ребенка и его гармоничного развития, оно не несет высокой художественной ценности для окружающих людей. И здесь ключевым моментом является вовсе не ценность создаваемого образа, здесь основной акцент идет на:

  • наличие эмоционального содержания;
  • вариативность и оригинальность исполнения;
  • выразительность образа, а также «чистота» его воплощения.

Музыка здесь выступает как способ выражения чувств, эмоций и переживаний, которые переживает ребенок.

В каждом ребенке заложены индивидуальные особенности восприятия, которые вместе с творческим воображением ложатся в основу выражения личных накопленных к своему возрасту переживаний и впечатлений. Именно поэтому, к примеру, одна и та же песня в исполнении 2-3 детей может каждый раз звучать совершенно по-новому, с новыми эмоциональными нотками.

Для того, чтобы возникло такое творчество у детей, необходимо соблюдение двух важнейших условий:

  1. Накопление впечатлений от восприятия (прослушивания музыки, просмотра постановок и т.д.), которое можно рассматривать для ребенка как источник или даже образец творчества.
  2. Накопление ребенком опыта исполнительства, в ходе которого дети приобретают необходимые им навыки и умения, позволяющие им в дальнейшем выражать собственные музыкальные впечатления.

Чтобы ребенку научиться выражать посредством музыки определенные чувства или настроение, ему необходимо наряду с заложенными способностями овладеть рядом знаний и умений, подкрепляя все это постоянным опытом. Не менее важную роль здесь также играют такие характеристики, как образное мышление, интуиция и, конечно же, развитое воображение.

Развитие музыкального творчества детей – многоэтапная работа, которая предполагает постепенное усвоение ребенком новых знаний и навыков по принципу «от простого к сложному», все это способствует способствует становлению креативности, немаловажного в условиях современной жизни качества.

Детское музыкальное творчество его виды и этапы

Если говорить о творчестве в целом, то процесс его формирования по классификации Яворского состоит из следующих этапов:

  • накоплений впечатлений;
  • спонтанное выражение творческого потенциала (может происходить в речевом, зрительном или сенсорно-моторном направлениях);
  • импровизации (могут быть как музыкальные, так и двигательные или, например, иллюстративные);
  • создание собственных уникальных композиций как результат отражения пережитого художественного впечатления;
  • полноценное самостоятельное творчество.

Насколько успешным будет ребенок в вопросах проявлениях своих музыкальных способностей, также зависит от ряда факторов. К их числу стоит отнести:

  • индивидуальные психофизические особенности ребенка;
  • легкость и свобода ориентации ребенка в новых для него ситуациях;
  • умение применять накопленный музыкальный опыт в новых для него ситуациях или условиях;
  • уровень развития у ребенка ассоциативно-образного мышления.

Если рассматривать отдельно по видам творчества, то вырисовывается следующая картина.

Для песенного творчества детей необходимо накопление слухового опыта, а также развитие музыкально-слухового воображения. Все эти навыки можно развить у детей, используя специальные задания и упражнения, в том числе и выполняемые в игровой форме.

Ритмика проявляется благодаря развитию музыкального восприятия, а также способностью двигательно выражать переживания, передаваемые в музыке.

Игра на музыкальных инструментах уже речь идет о комплексе навыков и общих способностей – подбирать мелодию по слуху, инструментальные импровизации, сочинение простых мелодий, навыки самой игры и т.д.

Таким образом, характеристика детского музыкального творчества как вида музыкальной деятельности дошкольников позволяет не просто  сформировать и развить у ребенка какой-то конкретный навык, но также способствуют всестороннему обширному музыкальному образованию. Так, например, изучая конкретные виды детского продуктивного музыкального творчества, дошкольники также формируют у себя «зачатки» музыкально-эстетического сознания, учатся углубленно чувствовать музыку, правильно ее воспринимать и выражать сквозь призму собственного накопленного к своему возрасту опыта.

В зависимости от того, какие виды детского продуктивного музыкального творчества представлены в музыкальном образовании, у детей формируются знания о способах игры на тех или других музыкальных инструментах, о тембрах, знания о танцах и их основных направлениях, названиях танцевальных шагов, о важности чистоты дыхания и интонации, основах звукообразования и т.д.

Формируется правильное, а главное – результативное восприятие музыки, которое можно рассматривать как один из важнейших элементов целостного и всестороннего развития человека как члена современного общества.

https://text.ru/antiplagiat/6182b4d36f76b