Пластилин, цветная бумага, карандаши и мелки — обязательные атрибуты дошкольного детства. Малыш использует их, чтобы отобразить свои чувства, фантазии, отношение к внешнему миру. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности огромна. Занятия искусством активизируют мышление и речь, обогащают эмоциональную сферу, формируют вкус и понимание красоты.
Значение детского творчества в развитии дошкольников
Маленький ребёнок не способен создавать предметы искусства — уникальные объекты с высокой художественной ценностью. Для этого у малыша недостаточно жизненного опыта и практических умений.
Изобразительным творчеством в педагогике принято называть рисунки и поделки детей, созданные самостоятельно или по образцу. Они должны быть новыми не для общечеловеческой культуры, а для самого ребёнка. ИЗО исполняет в детском развитии пять важных функций.
В их числе:
- активизация мышления;
- улучшение сенсорики;
- обогащение речи;
- расширение эмоционального диапазона;
- формирование нравственно-волевых качеств.
Становление всех характеристик личности происходит в постоянном движении.
Роль детского творчества в развитии мышления
Создание изображений требует активной работы мозга. Включаются все мыслительные операции — сравнение, обобщение, синтез и анализ. Изучая основы искусства, дети узнают новые понятия, например, портрет, пейзаж, натюрморт. Занятия аппликацией обогащают кругозор и речь дошкольника геометрическими терминами.
Изобразительная деятельность напрямую связана с ручным трудом. Он ускоряет мыслительные процессы, учит планировать порядок действий, представлять в уме творческий продукт. Накопление знаний и умений ускоряет интеллектуальный прогресс ребёнка.
Значение изобразительного творчества в развитии мелкой моторики
Движения пальцев рук активизируют функции нервной системы, стимулируют работу центров речи и памяти в головном мозге. Мелкая моторика улучшается в результате регулярных формообразующих движений. Важнейшую роль в этом процессе играют занятия изобразительным искусством — рисование, лепка, аппликация.
Особенно полезны для моторики следующие виды работы:
- пальчиковое рисование;
- скатывание шариков из пластилина;
- рисование линейных и точечных узоров;
- создание мозаики;
- оригами;
- плетение из полос бумаги.
Подобные занятия улучшают координацию рук и зрительный контроль, подготавливают пальцы к овладению навыками письма.
Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка
Деятельность личности непосредственно связана с эмоциями. Ребёнок в возрасте от 1,5 до 7 лет оценивает все явления внешнего мира через призму собственных чувств.
К трём годам у малыша формируется эстетическое восприятие. Он сознательно выбирает яркие игрушки и нарядную одежду, восхищается живописной природой. Возникает желание самому создавать красоту путём творчества. Художественные образы создаются только при сочетании трёх факторов — интереса, активности, эмоциональности.
Используя возможности искусства, педагоги и родители могут создавать для ребёнка позитивный эмоциональный фон. Чувства радости и удовольствия активизируют мышление и фантазию, создают мотивацию к обучению.
Связь детского изобразительного творчества с развитием речи
Наукой доказано, что движения пальцев рук взаимосвязаны с функциями мозга. Нервные окончания в мускулах кисти передают импульсы в центр речи. Чем больше целенаправленных действий ребёнок выполняет руками, тем активнее он разговаривает.
Огромную роль здесь играет изобразительная деятельность, основанная на работе с мелкими предметами — карандашами, кисточками, ножницами. Пальцы малыша, занимающегося искусством, регулярно тренируются. Возникает прочная основа для овладения системой языка и навыками речевого общения.
Одновременно включаются другие развивающие процессы:
- запоминание новых слов и выражений;
- повышение мозговой активности;
- снятие напряжения с губ;
- улучшение слухового внимания.
Изобразительное творчество создаёт условия для диалогов со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится строить монологические высказывания — рассказывает о своих рисунках и поделках, обсуждает работы товарищей.
Воспитательная роль детского изобразительного творчества в становлении личности
Обучение дошкольников навыкам искусства опирается на опыт мировой художественной культуры. На занятиях в детских садах и кружках дети знакомятся с шедеврами живописи и скульптуры, обсуждают внутреннюю идею изображений.
Объясняя сюжеты картин, воспитатели дают детям представление о нравственных ценностях — добре, любви, патриотизме, гуманизме. Осознавая их значение, ребёнок переносит моральные идеалы в своё творчество.
Уже в возрасте 4-5 лет дошкольники создают сюжетные изображения, в которых показана позитивная деятельность людей — труд, игра, взаимопомощь.
Изобразительное творчество требует терпения и усидчивости. Регулярные занятия искусством вырабатывают полезные свойства личности:
- целеустремлённость;
- инициативность;
- ответственность;
- трудолюбие.
Педагоги и психологи высоко оценивают роль ИЗО как мощного фактора для становления характера и внутреннего сознания ребёнка.
Значение детского изобразительного творчества для развития самостоятельности
Личность начинается с осознания себя, как отдельного человека, умения принимать решения и действовать без помощи других людей. Малыши стремятся к независимости уже с трёх лет, решительно заявляя взрослым: «Я сам!».
Природное желание быть самостоятельным укрепляется во время занятий искусством. Чтобы изобразить некий предмет или сюжет, нужно представить его в воображении. Это — первый шаг к независимости мышления.
Позже малыш должен освоить ещё пять навыков:
- ставить цель;
- продумывать план действий;
- подбирать инструменты и материалы;
- определять способы выполнения работы;
- оценивать результат и корректировать его.
Подобные умения развиваются к 5-7 годам. Главную роль в их формировании играет последовательная работа родителей и педагогов.