Роль детского изобразительного творчества в становлении ребёнка как личности

Пластилин, цветная бумага, карандаши и мелки — обязательные атрибуты дошкольного детства. Малыш использует их, чтобы отобразить свои чувства, фантазии, отношение к внешнему миру. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности огромна. Занятия искусством активизируют мышление и речь, обогащают эмоциональную сферу, формируют вкус и понимание красоты.

Значение детского творчества в развитии дошкольников

Маленький ребёнок не способен создавать предметы искусства — уникальные объекты с высокой художественной ценностью. Для этого у малыша недостаточно жизненного опыта и практических умений.

Изобразительным творчеством в педагогике принято называть рисунки и поделки детей, созданные самостоятельно или по образцу. Они должны быть новыми не для общечеловеческой культуры, а для самого ребёнка. ИЗО исполняет в детском развитии пять важных функций.

В их числе:

  • активизация мышления;
  • улучшение сенсорики;
  • обогащение речи;
  • расширение эмоционального диапазона;
  • формирование нравственно-волевых качеств.

Становление всех характеристик личности происходит в постоянном движении.

Роль детского  творчества в развитии мышления

Создание изображений требует активной работы мозга. Включаются все мыслительные операции — сравнение, обобщение, синтез и анализ. Изучая основы искусства, дети узнают новые понятия, например, портрет, пейзаж, натюрморт. Занятия аппликацией обогащают кругозор и речь дошкольника геометрическими терминами.

Изобразительная деятельность напрямую связана с ручным трудом. Он ускоряет мыслительные процессы, учит планировать порядок действий, представлять в уме творческий продукт. Накопление знаний и умений ускоряет интеллектуальный прогресс ребёнка.

Значение изобразительного творчества в развитии мелкой моторики

Движения пальцев рук активизируют функции нервной системы, стимулируют работу центров речи и памяти в головном мозге. Мелкая моторика улучшается в результате регулярных формообразующих движений. Важнейшую роль в этом процессе играют занятия изобразительным искусством — рисование, лепка, аппликация.

Особенно полезны для моторики следующие виды работы:

  • пальчиковое рисование;
  • скатывание шариков из пластилина;
  • рисование линейных и точечных узоров;
  • создание мозаики;
  • оригами;
  • плетение из полос бумаги.

Подобные занятия улучшают координацию рук и зрительный контроль, подготавливают пальцы к овладению навыками письма.

Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка

Деятельность личности непосредственно связана с эмоциями. Ребёнок в возрасте от 1,5 до 7 лет оценивает все явления внешнего мира через призму собственных чувств.

К трём годам у малыша формируется эстетическое восприятие. Он сознательно выбирает яркие игрушки и нарядную одежду, восхищается живописной природой. Возникает желание самому создавать красоту путём творчества. Художественные образы создаются только при сочетании трёх факторов — интереса, активности, эмоциональности.

Используя возможности искусства, педагоги и родители могут создавать для ребёнка позитивный эмоциональный фон. Чувства радости и удовольствия активизируют мышление и фантазию, создают мотивацию к обучению.

Связь детского изобразительного творчества с развитием речи

Наукой доказано, что движения пальцев рук взаимосвязаны с функциями мозга. Нервные окончания в мускулах кисти передают импульсы в центр речи. Чем больше целенаправленных действий ребёнок выполняет руками, тем активнее он разговаривает.

Огромную роль здесь играет изобразительная деятельность, основанная на работе с мелкими предметами — карандашами, кисточками, ножницами. Пальцы малыша, занимающегося искусством, регулярно тренируются. Возникает прочная основа для овладения системой языка и навыками речевого общения.

Одновременно включаются другие развивающие процессы:

  • запоминание новых слов и выражений;
  • повышение мозговой активности;
  • снятие напряжения с губ;
  • улучшение слухового внимания.

Изобразительное творчество создаёт условия для диалогов со сверстниками и взрослыми. Ребёнок учится строить монологические высказывания — рассказывает о своих рисунках и поделках, обсуждает работы товарищей.

Воспитательная роль детского изобразительного творчества в становлении личности

Обучение дошкольников навыкам искусства опирается на опыт мировой художественной культуры. На занятиях в детских садах и кружках дети знакомятся с шедеврами живописи и скульптуры, обсуждают внутреннюю идею изображений.

 Объясняя сюжеты картин, воспитатели дают детям представление о нравственных ценностях — добре, любви, патриотизме, гуманизме. Осознавая их значение, ребёнок переносит моральные идеалы в своё творчество.

Уже в возрасте 4-5 лет дошкольники создают сюжетные изображения, в которых показана позитивная деятельность людей — труд, игра, взаимопомощь.

Изобразительное творчество требует терпения и усидчивости. Регулярные занятия искусством вырабатывают полезные свойства личности:

  • целеустремлённость;
  • инициативность;
  • ответственность;
  • трудолюбие.

Педагоги и психологи высоко оценивают роль ИЗО как мощного фактора для становления характера и внутреннего сознания ребёнка.

Значение детского изобразительного творчества для развития самостоятельности

Личность начинается с осознания себя, как отдельного человека, умения принимать решения и действовать без помощи других людей. Малыши стремятся к независимости уже с трёх лет, решительно заявляя взрослым: «Я сам!».

Природное желание быть самостоятельным укрепляется во время занятий искусством. Чтобы изобразить некий предмет или сюжет, нужно представить его в воображении. Это — первый шаг к независимости мышления.

Позже малыш должен освоить ещё пять навыков:

  • ставить цель;
  • продумывать план действий;
  • подбирать инструменты и материалы;
  • определять способы выполнения работы;
  • оценивать результат и корректировать его.

Подобные умения развиваются к 5-7 годам. Главную роль в их формировании играет последовательная работа родителей и педагогов.