Психология благотворительности

Примеры бескорыстной помощи нуждающимся известны ещё со времён античности. Постепенно эта деятельность превратилась в  филантропию, и стала — одной из неотъемлемых частей  общественной жизни. Но психология благотворительности как наука возникла совсем недавно. Учёные считают, что новая отрасль психологических знаний поможет увеличить число благотворителей и сделать их деятельность более эффективной.

Что такое благотворительность с точки зрения психологии

Стремление помочь обездоленным издавна объяснялось высокой нравственностью и религиозностью. Действительно, все вероучения призывают к милосердию и любви к ближним. Но с точки зрения психологии, истоки благотворительности находятся во врождённых социальных потребностях.

С первых лет жизни человек стремится к общению и дружбе, жаждет признания, любви. Сострадание и гуманизм также происходят из природного инстинкта людей поддерживать друг друга. Забота о слабых помогла человеческому роду выжить в процессе эволюции.

Психология называет ещё три мотива, побуждающие людей заниматься благотворительностью:

  • Ощущение счастья. Исследования показывают, что дарение стимулирует выделение гормонов удовольствия — эндорфинов.
  • Эффект сопричастности. Люди охотнее жертвуют деньги на благотворительность, если знают, что этим же занимаются их друзья, родственники, публичные личности.
  • Стремление к оптимизму. Помогая другим, человек чувствует себя сильнее духом, быстрее справляется с проблемами.

К участию в добрых делах побуждают также внешние мотивы — желание повысить свою репутацию в глазах знакомых, приобрести полезные связи.

Психология благотворительности как отрасль науки

Идея рассматривать филантропию как особый род психической деятельности принадлежит американке Джен Шанг. Она создала в университете Индианы научный центр, специализирующийся на изучении мотивов и поведения благотворителей.

Новая отрасль психологии решает две главные задачи:

  • сделать благотворительную деятельность более плодотворной (увеличить пожертвования);
  • повысить уровень моральной удовлетворённости филантропов.

С точки зрения психологии, участие в благотворительности — своеобразный путь от простого интереса к полной вовлечённости. Когда проблемы других людей воспринимаются, как собственные, человек превращается в настоящего филантропа.

Учёт психологических особенностей благотворителей помогает фондам увеличивать сборы. Исследования Джен Шанг показывают, что простая благодарность поднимает пожертвования на 10%.

Как использовать психологию для повышения благотворительных взносов

Люди охотнее предлагают поддержку, когда уверены, что их участие решает конкретную проблему. Простого сопереживания недостаточно, благотворителям важно знать, кому пойдёт их пожертвование. Они хотят видеть результат — в форме отчёта, фотографий, видео. Такие свидетельства повышают доверие к фонду и побуждают сотрудничать с ним дальше.

Вот ещё три фактора, мотивирующие людей участвовать в благотворительности:

  • Повышение самооценки. Участие в добрых делах усиливает чувство собственной значимости.
  • Расширение социальных связей. Человек с большим желанием включается в  благотворительные акции, в которых задействованы его друзья, родные, коллеги.
  • Ассоциации с общественными идеалами. Замечено, что люди скорее откликаются на благотворительные призывы, в которых использованы слова: «добрый», «честный», «ответственный», «щедрый».

Те, кто пережил некие жизненные потрясения (бедность, болезнь катастрофа) больше открыты к состраданию и безвозмездной помощи.

Эффективные методы психологии в благотворительности

Готовность пожертвовать деньги зависит от того, как звучит благотворительный призыв. Люди более склонны откликаться на эмоции, чем на логику. Вопрос «Сколько вы можете пожертвовать в наш фонд?» вызывает желание сделать математические расчёты. Но если спросить: «Сколько времени вы готовы уделить нашему фонду?», благотворители думают о волонтёрской работе. Это вызывает эффект сопереживания, стимулирует интерес к работе фонда.

Во ещё пять действенных методов вовлечения благотворителей:

  • Использование конкретных данных. В благотворительном призыве должны быть указаны точные имена, факты, цифры. Чем больше подробностей узнаёт потенциальный благотворитель, тем быстрее он включается в сбор средств.
  • Определение цели. Исследования показывают, что люди охотнее жертвуют на проект, который вскоре достигнет результата. Если фонд объявляет, что до нужной суммы осталось собрать 50 тыс. рублей, темп сбора ускоряется.
  • Эмпатическая радость. Благотворителям необходимо чувствовать, что их помощь важна. Регулярные обновления на сайте фонда дают возможность следить за сбором пожертвований. Отчёты и слова благодарности создают эффект эмоционального вознаграждения.
  • Сила одного. Благотворительный сбор скорее достигнет цели, если в нём упоминается только один подопечный. С точки зрения психологии, одна жертва болезни или трагедии вызывает больше сочувствия, чем сотни пострадавших.
  • Эффект отождествления. Чувство сопереживания возникает в результате мысленного принятия на себя роли обездоленного. Мать семейства скорее пожертвует на нужды сирот, чем бездетная женщина.

Поведение людей при участии в благотворительности отличается сложностью и противоречивостью. Изучая его особенности, психология помогает филантропии пробуждать лучшие качества человеческой натуры.