Проблемы развития детского творчества

Качество инженерных кадров сегодня – это один из основных факторов государственной конкурентоспособности на мировой арене. По этой причине развитие образования в этой сфере ориентировано на решение базовой проблемы — обеспечение условий для развития личностей детей и молодежи государства, формирования позитивного восприятия исследовательской, научно-технической и проектной деятельности, мотивация к получению образования в инженерной сфере, подготовки инженерных кадров необходимой компетенции соответственно потребностям государственных организаций.

Система детского дополнительного образования играет значимую роль в самоопределении и профессиональной ориентации учащихся в инженерно-технической и научной сферах. Это уже отражено в определенных документах, например, Закон об образовании, Концепция долгосрочного социально-экономического развития, Концепция развития дополнительного образования.

Особенности вспомогательного образования

Область дополнительного образования обеспечивает широкий спектр вариантов детского развития в области научно-технического творчества. Задача педагогики в этом вопросе состоит в формировании для каждого ребенка условий для максимального раскрытия и совершенствования личных возможностей и способностей, обеспечение потребностей и интересов. В сфере дополнительного образования удается создавать условия для мотивации к творчеству в технической сфере и инженерного мышления на различных этапах возраста. Такое образование дает инструменты для модернизации целей, организации, содержания и результатов общего образования, гарантирует переход от привычных подходов к содержанию, отражающее запросы общества.

Проблемы развития творчества в технической сфере

По результатам анализа детского технического творчества стало понятно, что в качестве сдерживающего фактора для данного направления становится несколько моментов. Снизилось качество дополнительного образования, ориентированного на техническую сферу, что стало следствием нескольких изменений:

  • Технические кружки и объединения перестали работать в техническом направлении, заменив его на менее ресурсоемкие направления;
  • Текущая материально-техническая база состарилась и износилась, а в образовательных организациях отсутствует необходимая материально-техническая база;
  • Квалифицированные кадры — педагоги и психологи уходят из отрасли, так как нет достаточного финансирования технических объединений, зарплата низкая, профессия утратила престиж;
  • Недостаточного привлечения сотрудников-психологов, научных сотрудников, социологов к взаимодействию с детьми;
  • Образовательный процесс не обеспечен всеми необходимыми материалами.

Проблема развития творчества сопряжена так же с такими моментами, как:

  • Отсутствие единого пространства для образования и педагогического воздействия со стороны учреждений, школы, семьи при становлении личности;
  • Нет равных условий для самореализации творчества у детей, воспитываемых в семьях с разным социальным статусом;
  • Недостаточно образовательного пространства для воплощения детских интересов.

При этом есть высокий спрос на услуги в области дополнительного образования в различных направлениях: техническом и спортивном.

Цели и задачи развития детского технического творчества

В качестве первостепенных целей формирования и становления системы научно-технического творчества выступают такие:

  • Организация системы непрерывного воспитания и профподготовки в области науки, технологий и техники, ориентированной на выявление, формирование и взращивание потенциала к творчеству соответственно индивидуальным потребностям и способностям;
  • Содействие решению проблемы поставки нового поколения специалистов и рабочих высокой квалификации в определенные отрасли.

Чтобы достичь поставленные цели, формулируются наиболее важные задачи развития творчества в технической сфере:

  • Совершенствование образовательных программ и технологий на базе принципа целостности соответственно общественным запросам и приоритетных направлений;
  • Оптимизация системы привлечения, кадровой подготовки и повышения квалификации педагогического кадрового состава;
  • Развитие площадок для технического творчества, чтобы обеспечить доступность программ творческого образования для детей на разных территориях;
  • Улучшение взаимодействия организаций образования с различными городскими организациями.

Чтобы реализовать поставленные задачи становления системы научно-технического творчества, требуется соблюсти несколько принципов:

  • Личностная ориентация – к каждому ребенку требуется персональный подход, учитывающий особенности его развития, способности и текущие интересы;
  • Принцип непрерывности – воспитание и формирование творчества в технической сфере — это процессы, которые не должны прерываться;
  • Многоуровневое образование – все типы образования и творчества должны взаимодействовать и проникать друг в друга;
  • Опережающее образовательное развитие – образовательная система должна легко переориентироваться на подготовку к жизни в стремительно изменяющихся условиях общественного порядка;
  • Программно-целевое планирование и менеджмент реализации проектов в сфере образования – ориентир на обретение определенного результата;
  • Принцип открытости – сведения, касающиеся творческой, научно-исследовательской и инновационной деятельности, должны оставаться общедоступными;
  • Партнерство – все участники должны работать консолидировано;
  • Системность – формы и подходы к научно-техническому творчеству разрабатываются с соблюдением системности подхода с учетом интересов участников деятельности в сфере образования.

При наличии множества проблем, развитие технического творчества у детей переходит на новый уровень, обладает довольно хорошими перспективами. Главное – это дети, а если они увлекаются наукой, стремятся получить лучшее образование и быть полезными своей стране, то это еще лучше.