Понятие детского изобразительного творчества

Первые рисунки малышей представляют собой каракули и бесформенные пятна. Постепенно ребёнок учится отражать в художественных образах окружающий мир и собственные фантазии. Понятие детского изобразительного творчества включает в себя осмысленное создание изображений — рисунков, скульптур, аппликаций. Эта деятельность развивает воображение, стимулирует мыслительные процессы, воспитывает активность и самостоятельность.

Что такое детское изобразительное творчество

Произведениями искусства считаются уникальные объекты, обладающие эстетической ценностью. Рисунки и поделки маленьких детей не походят под это определение. Они создаются не для получения результата, а ради самого процесса. Работая над рисунком или поделкой, малыш получает приятные эмоции — радуется, испытывает интерес и удовлетворение. Понятие детского изобразительного творчества подразумевает деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт изображение, передающее его эмоции, отношение к окружающей действительности. Определение подчёркивает, что важно не качество продукта, а изобразительные действия — они учат новым умениям и навыкам, расширяют представления о мире. В этом ценность творческих занятий для умственного и психического развития ребёнка.

Виды детского изобразительного творчества

Создание изображений — наиболее доступная и приятная для дошкольников форма искусства. Своеобразие психики ребёнка побуждают его тянуться ко всему, что можно представить в ярких зрительных образах. Традиционно в детских садах, кружках и студиях малышам предлагаются 4 вида творчества:

  • рисование;
  • аппликация;
  • лепка;
  • конструирование из разных материалов.

Каждый вариант ИЗО по-своему действует на развитие фантазии, мелкой моторики и пространственного мышления.

Рисование

Первое средство приобщения ребёнка к искусству — рисунок. Он даёт возможность освоить различные элементы живописи — линии, формы, цвет и перспективу. Использование разных средств, от простого карандаша до акварельных красок, развивает моторику рук. Одновременно изучаются основные понятия ИЗО — орнамент, пейзаж, натюрморт.

Детский рисунок в возрасте 3-4 лет — это бытовые предметы, животные, сценки из повседневной жизни. У старших дошкольников тематика расширяется, появляются иллюстрации к сказкам, мультфильмам, фантастические сюжеты.

Аппликация

Составление изображений, вырезанных из бумаги и картона, ускоряет развитие пространственного мышления. Ребёнку приходится представлять лишь силуэт фигуры, мысленно отсекая часть деталей. Занятия аппликацией формируют чувство симметрии и цвета, улучшают мелкую моторику. В ходе работы усваиваются начальные понятия геометрии — круг, треугольник, прямоугольник, а также определение в пространстве (справа, слева, в центре).

Лепка

Создание объёмных фигур из пластичных материалов — приобщение к искусству скульптуры. Оно помогает дошкольнику овладеть техниками изображения, недоступными в рисунке. Ребёнку трудно передать на бумаге движения людей и животных. Пластилин или глина позволяют сделать образ динамичным, составить композицию из нескольких фигур.

Младшие дошкольники лепят фрукты, овощи, бытовые предметы, животных. Детям 5-7 лет доступны более сложные сюжеты — сценки с несколькими персонажами, иллюстрации к сказкам.

Конструирование

Сложно дать краткое определение этого вида ИЗО. Он тесно переплетается с игровой деятельностью. Во время игр дети часто создают необходимые атрибуты из подручных материалов — например, мастерят посуду для кукол из листьев лопуха или сабли из веток. В детских садах используются пять видов материалов:

  • природные;
  • строительные;
  • бросовые;
  • текстиль и нитки;
  • бумага и картон.

Конструирование поделок требует навыков лепки, аппликации и рисования. На занятиях ИЗО в детском саду дети знакомятся с геометрическими понятиями (шар, куб, конус), осваивают способы видоизменения материалов.

Сущность и своеобразие детского изобразительного творчества

Работая над рисунком или поделкой, ребёнок словно соединяет две реальности — окружающую действительность и свой внутренний мир. Произведения, созданные детьми, позволяют взрослым понять детский образ мышления. Малыш ещё не умеет подстраивать своё творчество под ожидания общества, и лишь с возрастом перенимает устоявшиеся стереотипы.

Поддерживая своеобразие ребёнка, родители и педагоги помогают формировать авторский стиль. Важно помнить, что основной мотив детского изобразительного творчества — желание. Идея малыша опирается на фантазию и чувства, вызванные какими-либо обстоятельствами.

Чтобы замысел был приведён в исполнение, необходимо четыре элемента:

  • материалы и инструменты;
  • цель;
  • эмоциональный фон;
  • социальная необходимость (подарок к празднику и т.п.)

Субъективной основой детского изобразительного творчества являются чувства — удивление, радость, восторг, грусть. Художественные способности ребёнка развиваются в полной мере, только если занятия искусством вызывают у него позитивные эмоции. Создать благоприятную атмосферу, помочь маленькому художнику понять сущность своего таланта — задача взрослых.