Недирективная помощь детям

Дошкольный возраст — время, когда малыш активно стремится к самостоятельности, проявляет инициативу в играх и обучении. Эффективный способ развить такие качества — недирективная помощь детям. Этот педагогический термин означает понимание и уважение детских чувств, партнёрскую поддержку со стороны взрослых. Она создаёт ситуацию успеха в процессе игры, обучения и общения.

Когда необходима недирективная помощь детям-дошкольникам

Действия малыша 3-6 лет не могут быть полностью самостоятельными. Они всегда подчиняются нормам, принятым в обществе. Но слепое подчинение требованиям взрослых тормозит развитие личности. Задача родителей и педагогов — научить ребёнка действовать осмысленно, считаясь с интересами других людей.

Начиная с 3 лет, малыши чувствуют потребность к проявлению инициативы. Они копируют поведение родителей — пытаются ремонтировать машину, как папа, готовить обед, как мама. Но отсутствие нужных навыков быстро гасит детскую инициативу.

Именно в таких случаях используют недирективную помощь детям — поощрение инициативы, стимулирование дальнейших действий. Рассмотрим пример с четырёхлетней девочкой, желающей подмести пол.

Правильная тактика родителей —  содействовать активности дочери, используя алгоритм из трёх шагов:

  • выяснить потребности девочки. «Ты хочешь подметать сама, как мама?»;
  • оказать эмоциональную поддержку. «Отлично! Думаю, у тебя хорошо получится!»;
  • обучить необходимым навыкам. «Давай, возьмём маленький веник и начнём с прихожей!».

Доброжелательная поддержка не только развивает самостоятельность, но и воспитывает целеустремлённость — желание добиться задуманного результата.

Принципы недирективной помощи детям

Дошкольники проявляют инициативу только в атмосфере психологического комфорта. Чувствуя уверенность в себе, ребёнок не боится выражать свои мысли и принимать решения.

Работа по воспитанию самостоятельности опирается на шесть принципов:

  1. Вариативность. В любой ситуации нужно рассматривать несколько путей решения.
  2. Диалогичность. Взрослый и ребёнок общаются, как партнёры, свободно обменивающиеся мнениями.
  3. Обучение без прямого вмешательства. Педагог не делает за детей, а лишь показывает и подсказывает.
  4. Доброжелательность. Создаются благоприятные условия для проявления детской инициативы.
  5. Вера в успех. Педагог стимулирует действия воспитанника, выражая уверенность в  положительном результате.
  6. Позитивная эмоциональность. Взрослый поддерживает малыша признаёт его достижения.

Соблюдая эти принципы, педагог создаёт ситуацию успеха, способствует становлению личности ребёнка.

Примеры недирективной помощи детям-дошкольникам

Примеры недирективной помощи детям

Первые признаки детской самостоятельность проявляются в умении организовать игру. Наблюдая за малышами, педагог может отметить степень развития шести навыков:

  • придумать сюжет (тему);
  • реализация идеи;
  • создание игровой среды;
  • определение места и времени игры;
  • выбор партнёров;
  • отношение к собственным возможностям.

Если дошкольник не владеет перечисленными навыками, неизбежны конфликты со сверстниками. В таких ситуациях педагогу необходимо включить приёмы недирективной помощи.

Пример 1. Ребёнок вне игры

Группа детей в возрасте от 5 до 5,5 лет играет в «Море волнуется». Мальчик Егор стоит в стороне, так как ребята его «не принимают». Причина проста — Егор не хочет соблюдать правила игры и предлагает поменять их так, как нравится ему. Поведение дошкольника означает, что он пока не умеет преподносить свои идеи.

Используя недирективные методы, воспитатель сначала беседует с Егором, чтобы понять потребности ребёнка. Далее оказывает эмоциональную поддержку, говоря: «Жаль, конечно, что ребята не хотят принять твои правила. Думаю, они не хотели тебя обидеть». Затем нужно научить мальчика, как самостоятельно выйти из неприятной ситуации — порисовать или пообщаться с другими ребятами, оставшимися «вне игры».  

Пример 2. Организация спонтанной игры

Воспитатель направляет игровую деятельность путём предварительного обсуждения. Детскую инициативу хорошо стимулирует наглядный инструмент «Доска желаний». На ней обозначаются значками главные пункты:

  • сюжет игры;
  • роли;
  • место;
  • необходимые предметы.

В ходе обсуждения ребята говорят, кто с кем хочет играть, высказывают свои идеи по поводу темы, правил и т.д.

Пример 3. Самоорганизованная деятельность

Четырёхлетний Илья на прогулке начинает играть в песочнице — строит замок. Не закончив работу, уходит к качелям. Другой мальчик, Никита, подходит к песочнице и пытается достроить замок. Илья тотчас спрыгивает с качелей и бросается выталкивать Никиту из песочницы.

Задачи воспитателя — остановить конфликт и научить Илью организовывать свои действия. Для этого используется три недирективных приёма:

  • Определить потребности. «Ты хотел построить красивый замок, чтобы показать всем ребятам?».
  • Выразить признание эмоций ребёнка. «Я понимаю, тебе было обидно, что Никита трогал твою работу без разрешения».
  • Показать способ решения проблемы. «Может быть, ты возьмёшь Никиту в помощники, чтобы достроить замок быстрее?».

Важно, чтобы взрослый не приказывал, не диктовал свои решения. Недирективная помощь означает уважение интересов детей, их права на самостоятельный выбор.