Как правильно помогать ребенку делать уроки

Поступление вашего малыша в школу ставит перед родителями неожиданные и сложные вопросы. Одним из них является необходимость помощи в выполнении домашних заданий. Надо ли помогать ребенку, и, если да, то в какой степени, какие при этом могут быть последствия – все эти тонкости школьного воспитания волнуют родителей.

С одной стороны, ребенка надо приучать к самостоятельности и ответственности, учить мыслить, да и просто трудиться. С другой стороны, школьная программа достаточно сложна, и некоторым детям не всегда удается даже понять домашнее задание. К тому же, надо учитывать загруженность учителя, не способного уделить достаточное время для каждого ученика из 25-30 детей.

Поэтому и психологи, и учителя советуют родителям учеников младших классов не оставлять малышей наедине с первыми трудностями обучения. Но это не значит контролировать каждую мелочь или делать все за ребенка.

Давайте работать по этапам

В первые школьные дни и недели детям важно чувствовать моральную поддержку родителей, которые должны сидеть рядом, внимательно наблюдать за действиями ученика, вовремя подсказывать, не давать отвлекаться. Когда ребенок немного освоится, привыкнет к новым обязанностям и режиму, контроль надо ослабить, позволить ему самостоятельно выполнять посильную часть домашнего задания.

К пятому классу школы основная масса детей прекрасно справляется с выполнением уроков без родительской помощи, но это не означает самоустранения родителей. Они должны проверить домашнее задание, убедиться, что ребенок правильно понял урок и объяснить недопонятые вещи.

Для старшеклассников жесткий контроль недопустим, он может привести к противоположному результату с полным игнорированием школьных обязанностей. Однако проявление умеренного интереса и внимания со стороны родителей может стать мотивирующим фактором.

Основные задачи стоящие перед родителями и когда нужна помощь в учебе.

Основная задача родителей – создать детям дома комфортную доброжелательную обстановку, заинтересовать их изучением нового, выработать привычку к регулярному труду. Если ребенок с желанием и интересом приступает к выполнению домашнего задания, он и меньше устает, и быстрее делает уроки. Именно от положительного отношения к школьным обязанностям зависит успеваемость учеников.

Психологи рекомендуют родителям обратить внимание на следующие моменты:

  • Совместно с ребенком выработать график выполнения уроков. После возвращения из школы малыш должен пообедать, немного отдохнуть и приступать к занятиям. Оптимальное время – с 15 часов, этот период совпадает с пиком дневной активности. В первое время родителям придется напоминать детям о наступлении учебного времени, пресекать попытки отступить от графика и таким образом прививать дисциплину.
  • Ребенку надо организовать удобное рабочее место. Письменный стол должен стоять у окна, высота стола и стула должна соответствовать росту ученика, рядом не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь от работы.
  • В начальной школе выполнение уроков должно занимать полтора-два часа. Уроки надо делать последовательно, перемежая работу небольшими 10-минутными перерывами на отдых. Можно построить график занятий подобно школьному расписанию. Во время отдыха малыш может побегать, попрыгать, размяться физически, немного поиграть.
  • Начинать выполнение уроков надо с тех, которые наиболее интересны и легче даются ребенку, а потом переходить к более трудным. Такой порядок психологически оправдан – успешное начало мотивирует на дальнейшую работу.

Основные трудности для родителей

Основная трудность, с которой сталкиваются родители, это создание спокойной, доброжелательной атмосферы. Не всем взрослым свойственно терпение, способность мягко, без раздражения, реагировать на ошибки малыша.

К тому же ребенок часто отвлекается, не умеет полностью сосредоточиться на работе, расстраивается, если не может понять задание. Родителям надо с пониманием относиться к подобным ситуациям, со временем все сложности будут преодолены.

Указывать на ошибки надо тоже спокойно, не нервируя и не оскорбляя юного школьника. Сначала надо просто сообщить об ошибке и предложить ребенку самостоятельно найти ее и исправить. Обязательно следует похвалить малыша, повысив, таким образом, его самооценку.

Степень участия родителей в процессе учебы

Решая вопрос о своем участии в выполнении домашних заданий, родители должны выбрать компромиссную позицию – вред принесет и предоставление ребенку готовых решений, и полный отказ от какой-либо помощи.

В первом случае ребенок не сможет развить познавательные навыки, проявить инициативу и самостоятельность. В результате пропадает интерес к знаниям, к поиску новой информации. Такие ученики демонстрируют отличную успеваемость в младших классах, а с повышением трудности обучения, когда родители уже не могут им помочь, начинают получать тройки.

Во втором случае у ребенка не хватит собственной мотивации к учебе, ему будет трудно отказаться от игр и развлечений и самостоятельно сесть за письменный стол. Уроки он будет делать кое-как, пропуская самые сложные места. В результате мозг не будет тренироваться и развиваться, школьник начнет отставать от сверстников, упадет успеваемость и самооценка.