Изобразительное творчество: зачем и как развивать способности ребенка в дошкольном возрасте?

Понятие творчества многогранно, однако именно с изобразительным творчеством ребенок знакомится в первую очередь. В детских садах, кружках, а, в последствии и школе, дети учатся основам рисования, лепят из пластилина, создают аппликации. Являются ли все эти манипуляции с бумагой, карандашами и лепкой обязательными? И как помочь малышу развиваться в этом направлении?

Зачем ребенку необходимо детское творчество?

Главная отличительная черта любой творческой деятельности, в том числе, относящейся к изобразительному искусству ‒ это субъективность. В этом его главная задача и ценность. Что же касается детей, здесь рисунки и аппликации дают ещё и возможность узнать своего ребенка лучше.

Во время занятий творчество маленький человек переносит на бумагу то, что он видит, чувствует, о чем мечтает. Дети не стесняются своих эмоций, но не всегда способны выразить их словами. С раннего возраста прививая любовь к карандашам, краскам и кисточкам, родители и педагоги смогут узнать о страхах и желаниях, проблемах и способностях. Ребенок никогда не будет рисовать, лепить, клеить то, что ему неинтересно. А, значит, к готовым работам следует присмотреться внимательнее.

Что же касается малышей, изобразительное творчество позволяет в игровой интересной форме развивать мелкую моторику рук, положительно влияет на воображение, мышление и даже способность к запоминанию. Постепенно, когда ребенок втянется в процесс, можно добавить обучающие элементы: показать предмет и попросить нарисовать по памяти, добавить больше мелких деталей, предложить дорисовать наполовину готовую работу. Все эти навыки пригодятся ему уже в школе, за то сейчас занятия будут вызывать неподдельный интересен и точно принесут пользу.

Изобразительное творчество в дошкольных образовательных учреждениях

Сейчас дети не только посещают специализированные учреждения, но и с ранних лет занимаются в кружках, студиях дополнительного образования. Тем не менее, основная тяга к изобразительному искусству закладывается именно в ДОУ. В группе малыши видят работы друг друга, что добавляет желания сделать как можно лучше. Педагоги знают, как правильно привлечь внимание ребенка, убедить его приобщиться к делу.

Развитие детского творчества в ДОУ на современном этапе ‒ значимый процесс, на который, в первую очередь, влияют и современные технологии, абсолютно новые материалы. В одном месте между обеденным сном и прогулкой во дворе ребенок получает элементарные навыки обращения с различными видами красок, карандашами и фломастерами, природными материалами.

Такие занятия определяют и его будущие увлечения. С первого класса родители стараются привлечь детей к занятию в кружках. Те, кто имел первые достижения ещё в саду, по статистике, чаще всего, выбирают это же направление и в будущем. Если присмотреться к поделкам, которые приносят вам по вечерам из ДОУ, нетрудно понять, какие сферы творчества ближе вашему чаду.

Методы развития детского изобразительного творчества

Методика развития детского творчества строится на последовательном изучении как окружающего мира, так и существующих видов изобразительного искусства.

Обучаться дети начинают с первых дней ясельной группе. Первый этап ‒ это научить правильно держать карандаш, контролировать силу нажима. С двух лет ребенок начинает различать линии, пытается собрать их в единую композицию. В это время преподаватели в дошкольных учреждениях просят нарисовать малыша простые фигуры. Используется техника игры: ребенку показывают изображение зайчика, популярных персонажей, игрушек и просят повторить на бумаге.

После того, как учащиеся ДОУ уверенно могут нарисовать круг, треугольник, квадрат и объединить их между собой, переходят к свободному творчеству. Ребенку предлагают нарисовать что-либо на свободную тему, описать, как прошли его выходные, как выглядит домашний питомец, нарисовать семью. Именно в это время (от двух до четырех лет) можно проводить анализ получившихся картинок, подумать о том, что волнует вашего ребенка.

В старших группах дошкольных образовательных учреждений детей учат изображать конкретные объекты. Для этого проводятся экскурсии: так можно найти интересные здания в городе, скульптуры простой формы, клумбы, различные деревья. С этими знаниями дети уже способны составить простую композицию, начинают понимать, как грамотно располагать предметы на бумаге, смешивать цвета.

Критерии оценки детского изобразительного творчества

Все оценивание детских изобразительных работ в ДОУ можно поделить на две большие категории: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Мотивы оценивания, критерии и обработка результатов в этих случаях будут отличаться.

Младший дошкольный возраст

Ребенок должен реагировать на собственные изо-работы. Невербальная реакция помогает определить степень его заинтересованности и вовлеченности в процесс.

Выражение собственных эмоций и чувств, использование различных образов говорит о том, что малыш правильно усвоил смысл деятельности на подобных занятиях, у него развито воображение и мышление.

Что касается техники рисования, в младшем дошкольном возрасте учащиеся должны уметь изображать простые фигуры выделять цвета и сочетать их, соотносить предметы по размеру. Некоторые педагоги оценивают детей ещё по умению определять симметричные изображения, композиционный центр, а также соблюдать равновесие на рисунке.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте учащиеся ДОУ должны уметь критически оценивать собственные изображения, а также более разнообразно подавать содержание.

На этом этапе при работе с цветом важно не только компоновать цвета, но и выделять различные оттенки, гармонично их сочетать друг с другом.

Что касается основных форм, к стандартным треугольникам, квадратам и кругам ещё добавляются овалы, ромбы, объемные фигуры, такие как конусы, пирамиды, сферы. При этом ребенок должен не только нарисовать их отдельно, но и уметь составлять из фигур целостную композицию.

Несмотря на то, что ДОУ четко прописывает критерии оценивания детского изобразительного творчества, для развития малыша важно не заострять внимание на том, что не получается, а аккуратно направить его в нужное русло и помочь исправить ошибки. Только так можно действительно развить любовь к творчеству, которая сохранится и во взрослом возрасте.