Функции благотворительности

Поддержка социально незащищённых групп населения давно стала обязанностью государства. Но люди продолжают безвозмездно помогать нуждающимся. Функции благотворительности неразрывно связаны с основными сферами жизни общества — политикой, экономикой, культурой. Массовое участие в добрых делах  отражается также на социальной психологии и общественной морали.

Основные функции благотворительности

Добровольная помощь нуждающимся — сложное социальное явление, включающее в себя элементы национальной культуры, религии, этики. Она вызывает противоречивые чувства — интерес и недоверие, одобрение и порицание. Но даже ярые критики благотворительности не отрицают, что она исполняет важные функции в обществе.

В их числе:

  • политическая;
  • экономическая;
  • социальная;
  • маркетинговая;
  • социокультурная.

Все аспекты благотворительной деятельности взаимосвязаны, и воздействуют на разные сферы жизни одновременно.

Политическая функция благотворительности

Создание гармоничной социальной среды для всех граждан — одна из важнейших задач государственной политики. Поэтому властные структуры определяют социальные приоритеты для слабо защищённых членов общества — сирот, бездомных, людей с ограниченными возможностями.

Государство издаёт законы, регулирующие благотворительность и спонсорство, контролирует деятельность благотворительных фондов. Вопросы поддержки нуждающихся включаются в программы всех политических партий, так как это создаёт положительный имидж и привлекает симпатии избирателей.

Экономическая функция благотворительности

Благотворительная деятельность помогает более справедливо распределять средства  между членами общества. В отличие от государственного бюджета, благотворительность применяет адресную поддержку — напрямую к тем людям, которые в ней нуждаются. Она направлена на создание комфортной жизни для граждан, не способных самостоятельно обеспечивать себя.

В благотворительности задействованы различные экономические ресурсы:

  • пожертвования частных лиц и компаний;
  • материально-техническая помощь;
  • услуги;
  • спонсорские средства;
  • информационная поддержка.

Вклады благотворителей в экономику позволяют увеличить долю, которая выделяется на социальные нужды из государственного бюджета. Благотворительные фонды частично решают проблему занятости населения, так как создают новые рабочие места внутри своих организаций.

К экономической сфере относится также рыночная функция благотворительности. Она предполагает повышение эффективности механизмов внутреннего рынка путём быстрого предоставления помощи нуждающимся. Такими способами восполняются пробелы социальной политики государства.

Социальная функция благотворительности

Государство обязано заботиться о постоянном улучшении качества жизни своих граждан. К сфере ответственности государства относится всё, что связано с благосостоянием человека — стимулирование экономики, экология, образование, здравоохранение, поддержка малоимущих. Финансирование этих областей производится из бюджета, пополняемого за счёт налогов.

Но коррупция и неправильное администрирование приводят к тому, что бюджет распределяется неравномерно. Многие люди, ограниченные в возможностях обеспечивать себя, получают недостаточную социальную поддержку. Благотворительность компенсирует недостатки работы властных структур.

Важную роль в благотворительной деятельности играет моральная поддержка — уход за больными и сиротами, бесплатное обучение, ремонт. Подобная работа усиливает общественные связи, ускоряет решение социальных проблем.

Маркетинговая функция благотворительности

 Чтобы деятельность была популярной, необходимо постоянно поддерживать к интерес населения к ней. Поэтому благотворительность использует все инструменты современного маркетинга:

  • услуги по организации благотворительных проектов;
  • организация связей между участниками;
  • информирование о благотворительных акциях;
  • реклама;
  • создание позитивного образа.

Благотворительный маркетинг не занимается ценовой политикой, поскольку деятельность проводится безвозмездно. Главной задачей является пропаганда с использованием СМИ, телевидения, Интернета и общественных мероприятий.

Социокультурная функция благотворительности

В России сформировалась своеобразная благотворительная система, основанная на милосердии, гуманизме, коллективизме. Эти духовные ценности определяют элементы, из которых складывается социокультурная функция:

  • Социализирующий. Поддерживает традиции взаимопомощи, помогает людям включаться в благотворительную работу.
  • Коммуникативный. Создаёт связи между благотворителями и подопечными, устраняет изоляцию людей из социально не защищённых групп.
  • Аксиологический. Формирует нравственные ценности общества, помогает передавать их следующим поколениям.
  • Компенсаторный. Даёт благотворителю моральное удовлетворение, чувство искупления плохих поступков, совершённых прежде.

Социокультурная функция направлена на духовный рост человека, сохранение русских традиций человеколюбия и сострадания.

Задачи благотворительности в России

Все формы благотворительной деятельности предусматривают создание достойных условий жизни для нуждающихся.

Чтобы достичь этой цели, необходимо решить шесть важных задач:

  • поддерживать малоимущих людей, способствовать социальной реабилитации бездомных, безработных, людей с ограниченными возможностями здоровья.
  • помогать жертвам  стихийных бедствий и социальных катастроф;
  • участвовать  в лечении и реабилитации тяжелобольных, вести пропаганду зож;
  • работа в целях оказания профилактики, лечения и реабилитации больных детей, пропаганда зож, защита животных и окружающей среды.
  • стимулировать науку и образование, творчество, спорт.
  • защищать животных и окружающую среду.

Задачи благотворительности могут быть успешно решены только при активном участии населения и постоянной поддержке государства.