Что такое детское техническое творчество, с какого возраста можно заниматься, как выбрать кружок

детское техническое творчество
детское техническое творчество

Детское техническое творчество

Современные дети приобщаются к технике уже в возрасте 2-3 лет. Природная любознательность побуждает малышей разбирать на части электронные игрушки, менять настройки телефонов, заглядывать в «нутро» телевизионного пульта. Родителям и педагогам важно поощрять детское техническое творчество. Этот вид деятельности развивает интеллект, помогает познавать мир, обеспечивает полезную занятость детей.

Развить кругозор ребенка поможет школа программирования и робототехники «Пиксель», которая предлагает различные интересные дисциплины: программирование, 3D-моделирование, робототехника и многие другие.

Что такое детское техническое творчество

Разработку любых оригинальных идей и проектов называют творческой деятельностью. В области техники она направлена на изобретение и конструирование новых видов машин, механизмов, создание уникальных компьютерных программ.

Но дети ещё не располагают научными знаниями, необходимыми для создания оригинальных объектов. Поэтому сам процесс освоения ребёнком неизвестной ему техники считается техническим творчеством.

Его основные виды:

  • начальное моделирование;
  • радиоэлектроника;
  • спортивно-техническое конструирование (создание моделей автомобилей, самолётов, кораблей);
  • робототехника;
  • компьютерное программирование;
  • фото- и видеосъёмка;
  • техноспорт (авто-, мотовождение, картинг, яхтинг).

Работая с техникой, дети осваивают азы точных наук, учится применять полученные знания на практике. Одновременно характер ребёнка приобретает полезные качества — усидчивость, трудолюбие, умение работать в команде.

С какого возраста ребёнок может заниматься техническим творчеством

возраст для занятия техническим творчеством

Желание конструировать проявляется уже в дошкольном возрасте. Малыши с удовольствием мастерят поделки, лепят, строят из кубиков. Детский разум ещё не способен изобрести что-то уникальное, но активно обрабатывает информацию, воспринимает значения новых слов.

Начиная с 4-5 лет, дошкольники вполне способны заниматься конструктивно-модельной деятельностью. Она предполагает создание моделей машин, зданий и сооружений по предварительному плану. Наиболее удобное средство для такой работы — конструктор с готовым набором деталей.

Детям дошкольного возраста подходят шесть видов конструкторов:

  • пластмассовые;
  • решётчатые;
  • магнитные;
  • наборы с блочным соединением;
  • электронные;
  • Lego.

Сборка моделей из конструктора учит ребёнка планировать работу, исправлять ошибки, сравнивать и делать выводы.

Организация детского технического творчества для школьников

В возрасте 7-12 лет дети обладают хорошо развитой мелкой моторикой и богатой фантазией. Эти качества помогают формировать техническое мышление, необходимое для моделирования и изобретательства. Важно учитывать психологические особенности учеников 1-6 классов — импульсивность, неустойчивое внимание, стремление к быстрому результату. Ребята хотят выполнять практические задания, избегая сложной теории.

Но детское инженерное творчество — это деятельность, основанная на алгоритмическом мышлении. В процессе работы приходится составлять планы, пользоваться чертежами и научной литературой, понимать значения специальных терминов. Научиться этому можно на занятиях в объединениях дополнительного образования.

В их числе:

  • инженерные кружки при школах, досуговых клубах;
  • детско-юношеские центры творчества;
  • научно-технические школы;
  • спортивно-развлекательные центры;
  • музеи занимательных наук;
  • открытые лаборатории.

Основы работы с техникой даются также в средних школах, на уроках технологии.

Как выбрать технический кружок для ребёнка

Как выбрать кружок для ребенка

Детские учреждения предлагают множество направлений — от «игрушечной физики» до робототехники. Даже если ребёнок горит желанием записаться в кружок, нужно предварительно уточнить пять моментов:

  • возраст детей в объединении;
  • продолжительность занятий и их количество (в неделю);
  • особенности программы;
  • материальная база кружка;
  • форма проведения занятий (в группах или индивидуально).

Большое значение имеет результативность кружка. Работы воспитанников должны регулярно выставляться на конкурсах, показах. Не видя результатов своего труда, ребёнок быстро потеряет интерес к посещению кружка.

Методы развития детского технического творчества

Основу работы всех кружков по технике составляет моделирование. Ребята изготавливают модели машин, приборов, транспорта, воспроизводят процессы строительства, связи. Задача ребёнка — не просто скопировать реальный механизм по шаблону. Важно включить в работу методы инженерного исследования, эксперимента.

Чтобы стимулировать творческий потенциал детей, педагоги применяют разнообразные методы:

  • демонстрация (таблица, видеофильм, проведение опыта);
  • информирование (рассказ, беседа, круглый стол);
  • проблемный поиск (мозговой штурм, диспут);
  • практическая деятельность (изготовление моделей);
  • контроль (наблюдение за работой детей, анкеты, тестирование).

Особое значение в развитии инициативы имеют методы стимулирования — устное поощрение, создание ситуаций успеха, представление работ на выставки и конкурсы.

Значение детского технического творчества

Значение для детей

Техника — это объединённый результат многих наук. Занимаясь моделированием и конструированием, ребёнок незаметно для себя осваивает научные знания. Помимо этого, приобретаются практические навыки:

  • использование рабочих инструментов;
  • умение работать с чертежами;
  • применение измерительных приборов;
  • соблюдение техники безопасности.

Занятия в техническом кружке стимулирует изобретательские и конструкторские способности. Нередко увлечение техникой становится первым шагом в выборе будущей профессии. Детское инженерное творчество формирует положительную мотивацию к учёбе, развивает любознательность и кругозор, воспитывает любовь к труду.