Создание поделок из разных материалов — важная часть дошкольного образования в детском саду. Малыши делают аппликации и мозаики, лепят фигурки из глины, плетут украшения из бисера. Детское прикладное творчество развивает мелкую моторику, образное мышление и речь. Регулярные занятия стимулируют интерес ребёнка к искусству и раскрывают его внутренние потенциалы.
Что относится к прикладному творчеству в детском саду
Название декоративного искусства происходит от латинского слова decoro — «украшать». Художники-декораторы создают аксессуары для интерьера, бижутерию, сувениры. В программу дошкольного образования входят основы различных прикладных техник.
К ним относятся:
- аппликация;
- объёмные поделки из бумаги (квиллинг, оригами, папье-маше);
- плетение (макраме, фриволите, бисероплетение);
- мозаика;
- вышивка и шитьё;
- лепка;
- работы по дереву (выпиливание, выжигание);
- роспись декоративных изделий.
Выбор вида искусства зависит от возраста детей и культурных традиций региона.
Этапы обучения декоративно-прикладному творчеству в детском саду
Занятия искусством в дошкольных учреждениях служат средством обучения, воспитания и развития. Ручной труд стимулирует процессы мышления — анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе деятельности дети усваивают навыки работы в коллективе.
Обучение прикладному искусству ведётся в соответствии с этапами, представленными в таблице.
Группа детского сада | Возраст | Виды работы |
вторая младшая | 3-4 года | Рисование узоров, аппликация, лепка из пластилина |
средняя | 4-5 лет | Составление узоров, роспись, аппликация, лепка из пластилина |
старшая | 5-6 лет | Техника объёмных поделок, конструирование из бумаги, лепка, роспись декоративных изделий |
подготовительная | 6-7 лет | Создание игрушек, сувениров, плетение, вышивка, лепка |
Прикладное творчество в средней группе детского сада
В возрасте 4-5 лет ребёнок максимально открыт для восприятия особенностей декоративного искусства — ярких красок, выразительных форм, позитивных идей. Мелкая моторика достаточно развита для простой исполнительской техники.
В средней группе детям предлагается выполнять по образцам несложные поделки, например:
- аппликации из геометрических фигур;
- поделки из природных материалов и пластилина;
- игрушки из бумаги, ваты, пуговиц.
Помимо практических навыков, дети развивают чувство прекрасного, получают начальные знания из области математики, биологии, физики.
Прикладное творчество в старшей группе детского сада
В старшем дошкольном возрасте создаётся основа креативности. Ребёнок уже умеет мыслить не по шаблону, воплощать в работе собственные фантазии. Он способен осваивать более сложные декоративные техники, включая:
- шитьё;
- вышивание;
- плетение;
- пэчворк;
- выжигание.
Самым популярным материалом для поделок остаётся бумага. Теперь дети сами могут придумать сюжет своей работы, подобрать инструменты и методы воплощения.
Особенности прикладного творчества в подготовительной группе
Дети шести-семи лет обладают богатым воображением, высоким уровнем активности и инициативы. Эти качества определяют повышенный интерес к декоративному искусству. Старшие дошкольники способны создавать художественные образы, используя такие средства выразительности, как форма, цвет, композиция. Осваиваются новые материалы, в том числе:
- различные виды бумаги;
- фольга;
- ткани и нитки;
- глина;
- бисер;
- проволока.
Дети успешно овладевают техниками создания объёмных изделий — бумагопластикой, оригами, лепкой из глины. Игрушки и сувениры, созданные воспитанниками подготовительной группы — это оригинальные художественные продукты. Они используются как подарки близким людям и декор для помещений детского сада.
Народное прикладное творчество в детском саду
Художественные изделия народных промыслов отличаются яркостью и простотой форм. В сюжетах расписной посуды, игрушек и свистулек часто отражаются сказочные мотивы. Эти свойства делают старинное искусство близким и понятным детскому восприятию.
Дошкольники 5-7 лет охотно выполняют работы в стиле знаменитых народных промыслов.
К ним относится:
- роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень);
- украшение керамики (Гжель, Скопин);
- лепка глиняных игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская);
- роспись деревянных игрушек (матрёшки, Полхов-Майданские тарарушки).
Приобщение к старинному искусству учит детей эстетике, выработанной поколениями предков, развивает художественный вкус.
Кружок декоративно-прикладного творчества в детском саду
Развивающие занятия нередко выявляют склонности ребёнка к искусству. Стимулировать интерес поможет работа в дополнительном кружке. Детские объединения такого типа ведут воспитатели садика или педагоги из ДОУ — школ искусства, Домов детского творчества.
План кружка обычно составляется на 2 года, благодаря чему дети уверенно осваивают навыки художественных техник.
В число наиболее популярных программ входят:
- квиллинг;
- оригами;
- бумагопластика;
- народная игрушка;
- поделки из подручного материала.
Детские работы, выполненные в кружках ДОУ, принимают участие в различных выставках и конкурсах, что способствует развитию творческой инициативы дошкольников.