Детское прикладное творчество, этапы обучения в детском саду

Создание поделок из разных материалов — важная часть дошкольного образования в детском саду. Малыши делают аппликации и мозаики, лепят фигурки из глины, плетут украшения из бисера. Детское прикладное творчество развивает мелкую моторику, образное мышление и речь. Регулярные занятия стимулируют интерес ребёнка к искусству и раскрывают его внутренние потенциалы.

Что относится к прикладному творчеству в детском саду

Название декоративного искусства происходит от латинского слова decoro — «украшать».  Художники-декораторы создают аксессуары для интерьера, бижутерию, сувениры. В программу дошкольного образования входят основы различных прикладных техник.

К ним относятся:

  • аппликация;
  • объёмные поделки из бумаги (квиллинг, оригами, папье-маше);
  • плетение (макраме, фриволите, бисероплетение);
  • мозаика;
  • вышивка и шитьё;
  • лепка;
  • работы по дереву (выпиливание, выжигание);
  • роспись декоративных изделий.

Выбор вида искусства зависит от возраста детей и культурных традиций региона.

Этапы обучения декоративно-прикладному творчеству в детском саду

Занятия искусством в дошкольных учреждениях служат средством обучения, воспитания и развития. Ручной труд стимулирует процессы мышления — анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе деятельности дети усваивают навыки работы в коллективе.

Обучение прикладному искусству ведётся в соответствии с этапами, представленными в таблице.

Группа детского садаВозрастВиды работы
вторая младшая3-4 годаРисование узоров, аппликация, лепка из пластилина
средняя4-5 летСоставление узоров, роспись, аппликация, лепка из пластилина
старшая5-6 летТехника объёмных поделок, конструирование из бумаги, лепка, роспись декоративных изделий
подготовительная6-7 летСоздание игрушек, сувениров, плетение, вышивка, лепка

Прикладное творчество в средней группе детского сада

В возрасте 4-5 лет ребёнок максимально открыт для восприятия особенностей декоративного искусства — ярких красок, выразительных форм, позитивных идей. Мелкая моторика достаточно развита для простой исполнительской техники.

В средней группе детям предлагается выполнять по образцам несложные поделки, например:

  • аппликации из геометрических фигур;
  • поделки из природных материалов и пластилина;
  • игрушки из бумаги, ваты, пуговиц.

Помимо практических навыков, дети развивают чувство прекрасного, получают начальные знания из области математики, биологии, физики.

Прикладное творчество в старшей группе детского сада

В старшем дошкольном возрасте создаётся основа креативности. Ребёнок уже умеет мыслить не по шаблону, воплощать в работе собственные фантазии. Он способен осваивать более сложные декоративные техники, включая:

  • шитьё;
  • вышивание;
  • плетение;
  • пэчворк;
  • выжигание.

Самым популярным материалом для поделок остаётся бумага. Теперь дети сами могут придумать сюжет своей работы, подобрать инструменты и методы воплощения.

Особенности прикладного творчества в подготовительной группе

Дети шести-семи лет обладают богатым воображением, высоким уровнем активности и инициативы. Эти качества определяют повышенный интерес к декоративному искусству. Старшие дошкольники способны создавать художественные образы, используя такие средства выразительности, как форма, цвет, композиция. Осваиваются новые материалы, в том числе:

  • различные виды бумаги;
  • фольга;
  • ткани и нитки;
  • глина;
  • бисер;
  • проволока.

Дети успешно овладевают техниками создания объёмных изделий — бумагопластикой, оригами, лепкой из глины. Игрушки и сувениры, созданные воспитанниками подготовительной группы — это оригинальные художественные продукты. Они используются как подарки близким людям и декор для помещений детского сада.

Народное прикладное творчество в детском саду

Художественные изделия народных промыслов отличаются яркостью и простотой форм. В сюжетах расписной посуды, игрушек и свистулек часто отражаются сказочные мотивы. Эти свойства делают старинное искусство близким и понятным детскому восприятию.

Дошкольники 5-7 лет охотно выполняют работы в стиле знаменитых народных промыслов.

К ним относится:

  • роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень);
  • украшение керамики (Гжель, Скопин);
  • лепка глиняных игрушек (дымковская, каргопольская, филимоновская);
  • роспись деревянных игрушек (матрёшки, Полхов-Майданские тарарушки).

Приобщение к старинному искусству учит детей эстетике, выработанной поколениями предков, развивает художественный вкус.

Кружок декоративно-прикладного творчества в детском саду

Развивающие занятия нередко выявляют склонности ребёнка к искусству. Стимулировать интерес поможет работа в дополнительном кружке. Детские объединения такого типа ведут воспитатели садика или педагоги из ДОУ — школ искусства, Домов детского творчества.

План кружка обычно составляется на 2 года, благодаря чему дети уверенно осваивают навыки художественных техник.

В число наиболее популярных программ входят:

  • квиллинг;
  • оригами;
  • бумагопластика;
  • народная игрушка;
  • поделки из подручного материала.

Детские работы, выполненные в кружках ДОУ, принимают участие в различных выставках и конкурсах, что способствует развитию творческой инициативы дошкольников.