Детское народное творчество — что это?

Национальная культура складывается в течение столетий, сохраняя в себе представления народа о добре и зле. Немало старинных песен, сказок, загадок  посвящено детям. Уникальное детское народное творчество — что это? Способ развлечь ребёнка в те времена, когда не было мультиков? Современные педагоги считают фольклор мощным инструментом обучения и развития, не потерявшим своё значение до сих пор.

Детское народное творчество как средство воспитания

Фольклорные произведения для детей не имеют автора. Они сочинялись родителями и самими ребятишками и передавались «из уст в уста». Фольклор решал сразу пять задач:

  • развитие речи;
  • обучение родному языку;
  • расширение представлений о мире;
  • воспитание;
  • развлечение.

Главная особенность детских произведений устного народного творчества — образный, игровой характер. Песенки, потешки, прибаутки рассчитаны на восприятие ребёнка. В них много повторов, позволяющих запомнить новые слова. Бодрый ритм создаёт позитивный эмоциональный настрой. Благодаря этому воспитательная идея не звучит как скучное назидание.

Жанры детского устного народного творчества

Фольклорные композиции создавались в расчёте на детей разных возрастов — от младенцев до подростков. Самым маленьким предназначались следующие жанры:

  • колыбельная песня;
  • частушка;
  • прибаутка;
  • потешка.

Ребёнок подрастал, сюжеты и содержание фольклора усложнялись. Малыши в возрасте 3-4 лет слушали и сами исполняли песенки, скороговорки, дразнилки, были и небылицы.

Для детей пяти-семи лет предназначались две большие группы устного творчества:

  • Игровые (считалки, скороговорки, жеребьёвые стихи);
  • Неигровые (сказки, песни, страшилки, загадки).

Малые жанры фольклора развивают у ребёнка чувство ритма, понимание художественного слова, формируют первые представления о поэзии и прозе.

Народное творчество в детском саду

Обращение к национальной культуре помогает воспитателям использовать проверенные временем традиции — воспитание в духе добра, справедливости, любви к Родине. Первое понятие об фольклорном творчестве даётся ещё во второй младшей группе. Воспитатели читают вслух потешки и короткие сказки, разучивают с малышами песенки, считалки.

Изучение фольклора в средней группе

Активное обогащение речи и мышления дошкольников происходит в возрасте 4-5 лет. Возвращение к истокам национальной культуры ускоряет эти процессы, расширяет представления ребёнка о родной природе, истории своей страны.

Воспитатели используют следующие формы изучения фольклора:

  • разучивание песен;
  • организация игр («Гуси-гуси», «Салки», «Горелки»);
  • проведение старинных русских праздников (Масленица, колядки, Иван Купала);
  • чтение сказок («Зимовье зверей», «По щучьему веленью», «Жихарка», «Царевна-лягушка»).

В процессе обучения дети вовлекаются в различные виды деятельности — рисование, заучивание наизусть, танцы, игра.

Проект по народному творчеству в старшей группе детского сада

Ребёнок в возрасте 5-6 лет — это формирующая личность, чьи интересы и творческие способности нуждаются в активной поддержке взрослых. Фольклор помогает ускорить развитие ребёнка, заложить основу его духовных ценностей.

Основным способом изучения устного творчества остаётся детская литература — сказки, прибаутки, пословицы. После чтения вслух воспитатель обсуждает с детьми поступки героев, даёт задание нарисовать иллюстрации.

Уровень развития воспитанников старшей группы позволяет организовывать долговременные проекты по народному творчеству. Популярные темы — старинные традиции, праздники, создание мини-музеев.

Детский фольклор в подготовительной группе

 В период подготовки к школе ребёнок нуждается в ускоренном развитии речи, кругозора и навыков социализации. Погружение в мир народного творчества активно стимулирует эти качества. Воспитатели предлагают старшим дошкольникам следующие формы работы:

  • экскурсии в музеи;
  • подготовка концертов с фольклорными номерами;
  • участие в традиционных праздниках;
  • разучивание старинных игр, считалок, пословиц.

На развивающих занятиях дети узнают названия предметов старинного быта, древние обычаи, особенности жизни труда предков. Эти знания впоследствии будут полезны в школе, при  изучении предметов «литературное чтение» и «окружающий мир».

Кружок народного творчества в детском саду

Фольклор привлекает дошкольников своей простотой, яркостью образов и сюжетов. Познакомившись с национальными песнями, танцами, играми, многие дети приобретают устойчивый интерес к культуре предков. Развить его помогает работа в кружках или фольклорных центрах, действующих на базе детского сада.

Программы таких объединений обычно рассчитаны на два года. Ребёнок может заниматься в кружке, посещая старшую и подготовительную группу. Руководители включают в план работы разнообразные формы деятельности, в том числе:

  • изучение малых жанров фольклора;
  • игры;
  • проведение праздников;
  • инсценировка песен;
  • игра на национальных музыкальных инструментах;
  • танцы;
  • разучивание старинных обрядов.

Работа в фольклорных кружках развивает креативность детей, способствует духовно-нравственному воспитанию.

Консультации для родителей по народному творчеству в детском саду

Определить интересы и склонности ребёнка непросто — для этого нужно видеть малыша в процессе развивающих занятий и игр. В этом плане воспитатели часто знают о детях больше, чем мамы и папы.

Педагогические консультации помогают организовать совместную работу семьи и детского сада по освоению народных традиций. Воспитатели рекомендуют родителям книги и аудиофайлы, которые можно скачать для ребёнка. Сказки лучше читать на ночь или рассказывать по памяти. Важно вместе обсуждать сюжет, поступки героев — это учит малыша пересказывать, обогащает его словарный запас.

Ещё одна интересная форма семейного досуга — разгадывание загадок. Она учит наблюдательности, развивает выразительность речи.

На консультациях родители получают списки интересных мест, которые можно посетить с ребёнком — музеи старинных игрушек, выставки национального искусства, спектакли по мотивам народных сказок.