Детское художественное творчество, особенности и виды, факторы, определяющие своеобразие

Маленький ребёнок строит замки из песка, рисует портрет мамы на обоях, пытается забивать гвозди. Так проявляется желание создавать что-нибудь новое, воплощая свою фантазию. При поддержке взрослых подобные опыты постепенно превращаются в детское художественное творчество. Креативная деятельность развивает речь и эмоции, улучшает мелкую моторику, ускоряет социализацию малыша.

Что такое детское художественное творчество

Долгое время в психолого-педагогической науке считалось, что у дошкольников не существует настоящей творческой деятельности. Дети просто имитируют действия взрослых либо воспроизводят часть своего короткого жизненного опыта. Они не создают произведений искусства, а значит, не способны творить.

Но современная педагогика пересмотрела понятие креативности. Главное в ней — не продукт, созданный ребёнком, а сам творческий процесс.

Он проявляется в пяти признаках:

  • Ребёнок создаёт объект, новый для своего возраста;
  • Ход деятельности и её результат отличаются оригинальностью;
  • Быстрота и гибкость мышления;
  • Выраженная эмоциональная окраска действий;
  • Высокий уровень воображения.

С психологической точки зрения креативность — показатель интеллектуального и эмоционального развития. Он раскрывает личность ребёнка, его отношение к окружающей действительности.

Особенности детского художественного творчества

Создание любого уникального художественного объекта происходит в три этапа:

  • замысел;
  • процесс воплощения идеи;
  • результат.

В отличие от взрослых, юный художник или музыкант сосредоточен на воплощении. У большинства дошкольников замысел и практическая деятельность идут параллельно.

Стремление к творческой деятельности возникает уже на втором году жизни. Стимулом становится общение с взрослыми людьми. Самая ранняя форма креативности — импровизация. Она выражается в подражании голосам птиц и животных, конструировании из кубиков, устном «словотворчестве».

У малышей 4-5 лет уже существует понимание творческой задачи. Они охотно работают по образцам, данным воспитателями, а также пытаются экспериментировать. Старшие дошкольники осваивают навыки работы с инструментами — рисование карандашами и красками, лепку, аппликацию.

Специфика детского художественного творчества выражается также в особом темпе работы. Ребёнок не ставит себе целей. Он работает для удовольствия и останавливается, как только проходит интерес к данной деятельности. Способность задумывать результат и добиваться его развивается только в начальной школе.

Виды детского художественного творчества

Старшие дошкольники способны выполнять множество творческих действий — рисовать, лепить, петь, создавать поделки и декламировать стихи. Но к художественной сфере относятся только два вида деятельности:

  • изобразительное искусство. Оно выражается в форме рисунков, аппликаций, лепки, вышивки, поделок из различных материалов;
  • литературное творчество. В раннем возрасте проявляется устными импровизациями, сочинением рифмовок и сказок. Позже преобразуется в малые литературные формы — стихи, басни, рассказы.

В педагогике долго шли дискуссии о том, какой вид детской деятельности является приоритетным в процессе художественного творчества. Раньше преимущество отдавалось рисунку, как простейшему способу самовыражения. Сейчас считается, что развивать нужно все способности малыша — изобразительные, речевые, конструкторские.

Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества

Образы, которые создаёт ребёнок, зависят от особенностей детской психики. В основе креативной деятельности лежит воображение. Его развитие зависит от пяти факторов:

  • возраст;
  • уровень интеллекта;
  • индивидуальные качества ребёнка (характер, темперамент, степень социализации);
  • обучение;
  • воспитание.

Творческие работы детей отражают особенности жизненного опыта и эмоциональных переживаний. Недаром детская психология часто изучает личность ребёнка через творчество — рисунки, поделки, сочинения.

Организация творческой деятельности

В дошкольном возрасте креативность малышей развивается в семье и детском саду. Но уже в возрасте 4-5 лет у детей проявляются склонности к определённым видам искусства. Чтобы поддержать и стимулировать интерес ребёнка, нужно посещать творческие занятия, которые ведут педагоги специального профиля.

Кружки и студии работают в ДОУ следующих типов:

  • центр дополнительного образования детей;
  • дом детского творчества;
  • школа искусств;
  • детский дом культуры;
  • досуговый клуб.

Занятия в ДОУ могут вести как педагоги с художественным образованием, так и профессиональные художники, фотографы, иллюстраторы, писатели. Руководители кружков учат детей искать источники вдохновения и методы самовыражения, отрабатывают приёмы и навыки работы, проводят контрольные работы для понимания результатов.

Художники о детском творчестве

Люди творческих профессий считают, что развитие креативности воспитывает чувства. Дети, занимающиеся искусством, учатся мыслить, работать и жить творчески. Рисование, лепка, создание архитектурных макетов — занятия, требующие внутренней дисциплины и кропотливости. Они воспитывают в ребёнке трудолюбие, а также уважение к чужому труду и взглядам других людей.

Творчество детей нередко вдохновляет профессиональных художников, особенно иллюстраторов, оформляющих книги для детей. Они придают своим работам качества, необходимые для зрительного восприятия ребёнка — яркость, простоту, свежесть. Часто иллюстраторы имитируют детский стиль рисования, что делает книгу доступнее и привлекательнее для малыша.

Такой приём использовали самые известные иллюстраторы:

  • Сутеев В. Г.;
  • Лебедев В. А.;
  • Рачев Е. М.;
  • Чарушин Е. И.;
  • Билибин И. Я.

Помимо иллюстраторов, тему детства отражают в своих работах художники разных направлений — от реализма до импрессионизма. Интересные полотна о детях создавали К. Маковский, Н. Богданов-Бельский, А. Корзухин, Ф.Решетников. Их картины служат примером мастерства и вдохновения для ребят школьного возраста.