Воспитывать в ребёнке доброту, способность к состраданию необходимо с ранних лет, когда формируется основа личности. Сказки, детские книги и мультфильмы дают представление о добре и зле, жестокости и милосердии. Но как объяснить, что такое «благотворительность» для детей? Краткое руководство поможет правильно организовать диалог на эту сложную тему.
Как рассказывать детям о благотворительности
Даже дошкольники в возрасте 4-5 лет сталкиваются с ситуациями, когда людям и животным требуется помощь. Ребёнок обращает внимание на бездомного, просящего милостыню, старушку с тяжёлой сумкой, человека в инвалидной коляске. Малыш начинает непростой диалог с вопросов: «Что случилось с этими людьми? Можно ли им помочь?»
Задача родителей и педагогов — объяснить доступным языком, что в мире до сих пор много несправедливости и горя. Загрязнение природы, бедность, болезни касаются всего общества. Поэтому их считают социальными проблемами, от латинского слова «социум» — общество.
Начиная с маленькими детьми беседу о благотворительности, можно называть добрые дела словом «помощь». В глазах ребёнка помогать родственникам, друзьям, учителям — это естественно. Но для настоящего милосердия нет различий между «своими» и «чужими». Важно кратко описать примеры добрых дел, которые совершают взрослые — кормят бродячих животных и ищут для них хозяев, собирают средства для тяжелобольных и бездомных людей.
Первая беседа о благотворительности должна длиться не более 15 минут. Разговор хорошо проиллюстрируют сказки и мультфильмы о добре и зле, помощи слабым, защите природы.
Что такое благотворительный фонд: информация для детей
Решать социальные проблемы в одиночку очень сложно. Поэтому люди объединяют свои усилия и создают специальные группы помощи — благотворительные фонды. Каждый из них обычно занимается одной социальной проблемой — поддержкой сирот, бездомных или пожилых людей.
Таким объяснением можно продолжить диалог на тему благотворительности. Детям 7-10 лет следует кратко рассказать, какую работу проводят фонды:
- создают приюты для бездомных людей и животных;
- собирают средства на лечение тяжелобольным детям;
- заботятся о сиротах в детских домах;
- спасают редких животных от вымирания.
Если ребёнок заинтересуется работой фондов, проиллюстрируйте диалог просмотром сайтов известных благотворительных организаций, покажите фотографии. Это станет своеобразным призывом к совершению добрых дел.
Нужно ли рассказывать детям об участии в благотворительности
Статистика показывает, что более половины россиян безвозмездно помогает нуждающимся. Родители редко делятся этим опытом со своими детьми, боясь показаться нескромными.
Но идеи добра и милосердия лучше всего воспринимаются на примере людей, которых ребёнок уважает — родителей и педагогов. Зная, что мама и папа участвуют в благотворительности, малыш стремится подражать им. Его инициативу нужно поддерживать посильными поручениями, например:
- помочь выбрать подарки для маленьких пациентов в больнице;
- подписать открытки для одиноких пожилых людей;
- насыпать корм в птичью кормушку.
Подросткам можно дать детальную информацию — сколько денег вы пожертвовали, на какие цели. Если вы участвуете в волонтёрских акциях, предложите сыну или дочери присоединиться к вам.
Благотворительность глазами ребёнка
Доброе дело принесёт пользу, только если совершается добровольно. Нельзя заставлять детей участвовать в благотворительных акциях. Лишь честный диалог и личный пример помогут воспитать в ребёнке сострадание, желание поддерживать слабых и беспомощных.
Дети охотно участвуют в благотворительности, если знают, на кого направлена их деятельность. Дошкольники и ученики младших классов обычно стремятся помогать животным. Важно провести беседу об особенностях зверей и птиц, объяснить, какой уход и корм им требуется. По совету родителей ребёнок может выгуливать собак из приюта, подкармливать птиц зимой, перечислять сэкономленные деньги в фонды защиты животных.
Благотворительная работа в школах
Дети старше 10 лет способны помогать сиротам, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями. Организуя беседы о благотворительности, педагоги должны рассказать об особенностях социальных учреждений и вместе с детьми выбрать формы работы, например:
- благотворительные концерты;
- поздравления с праздниками;
- сбор подержанных вещей для бездомных.
Подростки могут внести ещё больший вклад в дело милосердия — помогать медперсоналу больниц и хосписов, играть с детьми с ограниченными возможностями, доставлять продукты пожилым людям.
Плюсы и минусы детской благотворительности
Многие родители ограждают своих детей от любой информации, связанной с человеческими несчастьями, болезнями, нищетой. Они не хотят травмировать психику ребёнка, заставляя его думать о «взрослых» проблемах.
Но диалог о благотворительности с детьми — это часть подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Участие в добрых делах воспитывает качества, традиционные для русского характера — сопереживание, отзывчивость, человеколюбие.
Чтобы благотворительная деятельность принесла пользу, нужно подбирать мероприятия соответственно возрасту и характеру ребёнка. Призывы к милосердию найдут отклик, если родители проявляют чуткость и показывают личный пример.