Бизнес-этикет требует, чтобы компании дарили своим сотрудникам и партнёрам подарки к праздникам. В бюджете фирмы всегда предусмотрены расходы на эту статью. Но уже пятнадцать лет многие предприниматели участвуют в программе «Благотворительность вместо сувениров». Она предполагает, что деньги, предназначенные на праздничные подарки, перечисляются в помощь нуждающимся. В результате этой социальной инициативы благотворительные организации могут собрать до 20,5 млрд. рублей в год.
Как проводится акция «Благотворительность вместо подарков»
Праздничные сувениры от руководства компании вызывают довольные улыбки сотрудников. Но вскоре большинство корпоративных презентов отправляется в мусорные контейнеры. Благотворительные фонды предлагают необычное предназначение для «сувенирных денег» — пожертвование в пользу тяжелобольных, сирот, бездомных животных.
В благодарность компания-даритель получает для всех сотрудников открытки с рисунками подопечных фонда. Идея дарения приобретает более глубокий смысл — вместо бесполезных сувениров люди получают осознание, что косвенно помогли нуждающимся.
Акция проводится в пять этапов:
- Компания составляет договор с благотворительной организацией и перечисляет «подарочные деньги».
- Руководство компании выбирает вид продукции фонда, которая будет вручена партнёрам и сотрудникам вместо сувениров — открытки, игрушки, календари.
- Фонд оформляет подарки, украшая их логотипами фирмы-благотворителя, словами благодарности.
- Компания сообщает сотрудникам и партнёрам о благотворительной акции, в которой они заочно поучаствовали.
- Благотворительный фонд представляет финансовый отчёт об использовании пожертвования.
Маленькие сувениры фонда обходятся гораздо дешевле традиционных презентов от компании. Разница поступает на счёт благотворительной организации.
Чем заменить корпоративные подарки
Самая простая и выразительная идея замены сувенира — открытка. Рисунки, выполненные сиротами или детьми с тяжёлыми заболеваниями, побуждают людей задуматься о тех, кто нуждается в помощи. Проводя акцию «Благотворительность вместо сувениров», организации «Русфонд» и «Подари жизнь» предлагают участникам до 1500 идей открыток. В тексте рассказывается о тех, кому пожертвование сохранило жизнь. «Русфонд» сообщает даже имена детей, получивших благотворительную помощь.
Сейчас, помимо открыток, фонды выпускают разнообразную сувенирную продукцию, в том числе:
- календари;
- магниты на холодильник;
- кружки;
- футболки;
- наборы для творчества;
- фартуки.
К подарку может прилагаться значок «Почётный благотворитель».
Нередко фонды предлагают в подарок необычную продукцию, изготовленную подопечными и сотрудниками фондов — керамику, деревянные игрушки, варенье. Интересный вид благотворительности вместо подарков — праздник для подопечных фонда. Средства на его проведение жертвует бизнес-компания. Во время праздника изготавливаются сувениры — статуэтки, новогодние игрушки. Сотрудники компании получают их на память.
Благотворительные фонды обязательно публикуют информацию о пожертвованиях на своих сайтах и в печатных СМИ. Это повышает репутацию компании в глазах партнёров и потребителей продукции.
Необычные идеи благотворительности вместо подарков
Среди крупных компаний стало хорошим тоном дарить коллегам благотворительные сертификаты. Этот бумажный или электронный документ даёт возможность получить товары по выбору — ручки, ежедневники, футболки, сумки-шоперы. Цена подарков обходится в 400-500 рублей, но компания платит за сертификат вдвое дороже. Разница поступает в пользу нуждающихся.
Компании могут дарить сотрудникам банковские карты, выпущенные благотворительными фондами. Кэшбек от покупок по такой карте идёт в пользу фонда.
Некоторые фонды предлагают цифровую версию праздничных открыток. Сотрудник получают флешки с видео поздравлением от человека, которому адресована благотворительная помощь.
Ещё одна необычная идея благотворительности — подарить сотрудникам открытку с билетом в музей. Одна из подобных акций в Москве собрала 23 млн. рублей для тяжелобольных в хосписах.
Благотворительность вместо подарка: плюсы и минусы
Ежегодно российский бизнес тратит на праздничные презенты около 600 млн. долларов. Статистика утверждает, что 80% сотрудников не пользуются подаренными вещами. Гораздо больше радости доставляет необычный сувенир, подтверждающий, что его обладатель сделал чью-то жизнь лучше, помог сиротам или бездомным животным.
Идея дарить благотворительные сертификаты уже давно распространилась на Западе. Этой возможностью пользуются не только бизнес-компании, но и частные лица. Считается нормальным подарить другу или родственнику благотворительный сертификат на день рождения. Британский принц Уильям попросил всех приглашённых на свою свадьбу вместо подарков сделать благотворительные пожертвования.
Но в филантропии за счёт сувениров есть свои минусы:
- Нарушается принцип добровольности благотворительности. Компании как бы обязывают своих сотрудников помогать нуждающимся.
- Представители бизнеса используют добрые дела, как дополнительную возможность пиара.
- «Подарочная» благотворительность часто носит разовый характер, только перед праздниками.
Наиболее гибкий вариант принять участие в благотворительности вместо сувениров — персональные пожертвования из корпоративного бюджета. Компания выделяет сумму, которую сотрудники могут перечислить онлайн в любой благотворительный фонд.